Для многих может стать открытием тот факт, что в русском языке слово « камуфляж » имеет несколько значений. Условно их можно разделить на три категории:
- Окраска, используемая для защиты (маскировки) и сведения к минимуму заметности людей или объектов, таких как транспортные средства, орудия, техника, здания и даже целые кварталы городов во время военных действий.
- Одежда или её элементы, с нанесённым на них маскировочным (камуфлированным) рисунком и используемая в мирных целях.
- Природная способность животных с помощью своего естественного окраса скрываться от врагов или же, напротив, подбираться как можно ближе к своей жертве.
С давних времён человек начал замечать, что животные, особенно хищники, используют свой природный окрас при охоте. Людям же, не имеющим таковой естественной пигментации, для более удачной охоты было необходимо постоянно идти на какие-либо ухищрения, чтобы сделать свою заметность минимальной. Выход из этого положения помогла найти сама матушка природа.
Началом истории возникновения камуфляжа можно считать тот самый момент, когда какой-нибудь homo sapiens догадался надеть на себя шкуру убитого им зверя и увидел, что это намного облегчает задачу добывания свежего мяса для себя и своего племени. Из этого видно, что изначально, маскировочный костюм , как таковой, служил сугубо мирным целям.
Использование маскировочных свойств камуфляжа в военных целях началось немного позже, когда человеку стало свойственно желать чужого, будь-то стадо овец, клочок земли или красивая жена.
Ещё в древнем Египте при военных походах на чужие земли использовались специальные накидки песочного цвета, которые на то время, были весьма эффективным средством для маскировки не только самих солдат, но и коней, верблюдов и т.д.
Современная же история камуфляжа, используемого в качестве венной одежды, берёт своё начало ещё со времён Англо-бурской войны, когда английские полководцы, видя огромные потери среди своих солдат, решили одеть их в форму цвета хаки , что значительно улучшило ситуацию. До этого вся форма имела болотный цвет. Видя успех англичан в деле цветовой конспирации, многие государства того времени решили воспользоваться их опытом и взять этот маскировочный цвет на вооружение своим армиям.
Что касается России, то здесь ситуация складывалась несколько иначе. Русские полководцы не спешили идти следом за большинством, и вплоть до Первой мировой войны русские солдаты были вынуждены идти на поле битвы, будучи одеты в гимнастёрки из белой ткани, играя роль идеальных мишеней. Видя это, простые солдаты намеренно наносили на свою форму пятна краской, и это позволило сохранить жизнь ни одной сотне, а то и тысяче бойцов.
Зимой 1937-го года в распоряжение разведывательного батальона СС поступила улучшенная камуфляжная форма, которая на тот момент считалась лучшей в своей категории. Она отличалась не только более действенной расцветкой, но также наличием в комплекте плащ-палатки и специальным маскировочным чехлам, надеваемым на каски .
В обмундировании армии Советского Союза камуфляжную форму начали использовать лишь в 1943 году, да и то только для диверсантов, снайперов и разведчиков. Это были камуфлированные комбинезоны с неправильных форм пятнами чёрного и коричневого цветов.
По окончании II-ой мировой войны необходимость в производстве камуфляжной формы практически сошла на «нет». Новый скачёк своей востребованности маскировочная одежда испытала во второй половине 50-х годов XX-го века, во время начала военного конфликта в юго-восточной Азии. Тогда для нужд американской армии было разработано 43 вида камуфлированных комплектов, климатической и сезонной направленностей, таких как: «джунгли», « пустыня », « зима », « лес » и многих других.
С появлением цифровых технологий, данная область науки не обошла стороной и военное дело. Например, в середине 80-х годов прошлого столетия был разработан особый вид камуфляжной одежды с цифровым рисунком. Этот маскировочный узор был основан на эффекте, создающемся при определённом соотношении конфигурации пикселей на экранах мониторов. Благодаря такой раскраске одежды, передвижение бойца остаётся практически незаметным. Этот же эффект даёт аналогичный результат в случае, когда боец остаётся недвижимым, а противник находится в движении относительно его, например, пробегает мимо.
Цифровому камуфляжу обещают огромный успех: он «на отлично» прошёл испытания в полевых условиях во время военных операций в Ираке. При разработке каждого такого «цифрового» рисунка, наносимого на военную одежду, учитываются все особенности той местности, в которой будет применяться тот или иной комплект камуфляжной формы.
В наше время уже полным ходом ведутся разработки камуфлированной ткани, способной регулировать преломление, поглощение или отражение световых лучей и делающей солдата практически незаметным на поле битвы. Но невидимость – это не единственное направление, в котором движутся разработчики. Для защиты на случай взрыва гранаты или какого-либо снаряда ведутся разработки ткани с так называемой регулируемой жёсткостью. Данный материал в обычных условиях ни чем не должен отличатся от обычного. Но при взрыве снаряда в непосредственной близи от его человека, материал должен за считанные доли секунды приобретать необычайную жесткость и защищать пользователя от осколков и ударной волны.
Не смотря ни на что, вооружённые силы всех рано или поздно начали бы применять камуфляжные костюмы . Ещё одним направлением применения камуфляжа является охотничье дело.
В конце всего хотелось бы заметить: не важно, в каком направлении развивался (да и сейчас развивается) камуфляжная форма, - в охотничье или в военное, - важно то, что развитие первого основывается на втором. И главная цель камуфляжа заключается в том, чтобы сделать его пользователя как можно менее заметным для глаз животного или другого человека, а также укрыть и защитить его в час войны или охоты.