Вид российской военной формы многократно менялся от эпохи к эпохе, как и менялось и отношение к ней – в одно время во главу угла ставилось удобство, в другое – красота. Сегодня требования к одежде для военных стали особенно строгими – она должна быть не только эстетически привлекательной, но и предельно функциональной.
Как все начиналось
Долгое время на Руси не было как таковой единой военной формы, потому что практически не существовало постоянных войск. До XVII века присутствовали отдельные княжеские дружины, одежда которых не очень отличалась от того, что носили мирные жители, разве что во время боя еще надевались защитные доспехи. Первой попыткой создать некое подобие унифицированного военного обмундирования было предпринято в стрелецких полках в XVII веке, именно тогда появились знакомые нам по картинам Василия Сурикова («Утро стрелецкой казни») и Сергея Иванова («Стрельцы») кафтаны. Они назывались «цветное платье» и их цвет определялся принадлежностью к определенному полку. Кроме того, парадная форма стрельцов, надевавшаяся только по особым случаям, например, по большим церковным праздникам, предполагала шапку с меховой опушкой и добротные сапоги .
«Стрельцы». Сергей Иванов
Следующую страницу истории российской военной формы написал Петр I. И он же, как известно, поставил кровавую точку в недолгом существовании стрелецких полков. Взамен расформированных войск стрельцов, репрессированных за то, что они выступили против Петра в борьбе за власть, будущий император создал регулярную армию. При этом он во многом, в том числе и в обмундировании, ориентировался на иноземные образцы. Форма в петровских войсках представляла собой камзол, верхний кафтан, узкие штаны, чулки, башмаки с пряжкой. Завершала костюм епанча – широкий безрукавный круглый плащ с капюшоном , и приплюснутая треуголка. Основными цветами были выбраны синий , зеленый и красный .
Поначалу офицерская форма петровской армии мало отличалась от солдатской. Потом ввели «командирский знак отличия» – офицерский шарф . Эта деталь была позаимствована у шведов, за исключением расцветки, которая воспроизводила цвета российского флага. По правилам шарф одевался через правое плечо и завязывался у левого бедра, но наши офицеры приспособились носить его вокруг пояса – в бою так было удобнее. Петровский шарф с изменениями дожил до современности – в виде парадного офицерского пояса. Петр I ввел и погоны , к 1762 году по ним стали отличать солдат одного полка от солдат другого, а позже – и солдат от офицеров.
Красота или комфорт: от Петра I до Александра III
Надо заметить, что в петровскую эпоху функциональность военной формы никого особенно не волновала. Например, в середине XVIII века одежда для военных была настолько узкой и неудобной, что новобранцам приходилось три месяца тренироваться, чтобы научиться ее надевать. Об удобстве военной формы одним из первых, уже во времена правления Екатерины II, задумался князь Потемкин. Он пресек введенную во времена Петра I традицию военным носить парики, объявив, что «пудриться да плесть косы солдатам не дело», а затем ввел практичные широкие мундиры, заправленные в сапоги брюки , и каски , которые защищали от удара сабли.
Но недолго продлился этот благодатный для солдат и офицеров период, вступивший в царствие Павел I поспешил вернуться к петровским традициям и провел реформу в армии, вернув в нее строгую дисциплину и неудобную одежду. Военные вновь стали пудрить волосы, облачились в узкие брюки и лакированную обувь , напоминающие те, что носили в прусской армии. Они плохо грели и очень натирали ноги во время походов. Но соблюдение формы было обязательно, за его нарушение грозила ссылка в Сибирь.
Портрет императора Павла I. Неизвестный художник
Александр II решил примерить красоту и удобство, оставив внешний лоск военной формы, но сделав ее более просторной. Это позволяло поддевать под нее теплые вещи, что было довольно уместно, учитывая холодные российские зимы. Военные получили шинели с отложным, закрывавшим уши воротником, а также практичный башлык, помогавший солдату в зимнее время.
Александр III озадачился дороговизной военной формы и решил ее упростить, после чего она стала напоминать крестьянскую одежду, зато была очень комфортной, недорогой в производстве и теплой. В стремлении к экономии царь пошел еще дальше – издав приказ, диктующий, чтобы средства на обмундирование изымались из жалования солдат и офицеров.
Между двумя войнами
К Первой Мировой войне военная форма дошла почти без изменений, разве что была постепенно восстановлены форма гвардейских кавалерийских полков эпохи Александра II. Офицерам армии была назначена галунная плечевая портупея, вместо введенной Александром III простой кожаной. В 1907 году по итогам Русско-японской войны в российской армии был введен в качестве летней формы однобортный китель защитного цвета с воротником-стойкой на крючках, с застежкой на пять пуговиц, с карманами на груди и на боках. Он стал очень популярен и получил название «френч», по имени английского генерала Френча.
Император Николай II и императрица Александра Федоровна в Ливадии (1902 год).
Николай II с царевичем Алексеем (1917 год).
После революции, начался абсолютно новый виток истории военной формы нашей страны. По началу Красная армия не могла себе позволить никакого унифицированного обмундирования. Единственным отличием военных были красные ленты с надписью «Красная гвардия» на рукавах и головных уборах. Потом была предложена форма очень странного вида, в которой игнорировался весь предыдущий военный опыт – она была настолько аляповато декорирована разноцветными элементами, что если бы экономика страны позволила ее массовое производство, то в первом же бою армейцы стали бы идеальной мишенью для противника. В 1918 году появились суконные шлемы, которые назвали сначала «богатыркой», потом «фрунзевкой», а затем появилось более знакомое нам название – « буденовка ». Как пережиток царской армии были отменены погоны , им на смену пришли квадраты и треугольники, определяющие рода войск и звания. К погонам было решено вернуться лишь в 1943 году.
Красноармеец в буденовке (1926 год).
К 1943 году, к переломному моменту Великой отечественной войны, были возрождены не только погоны – шло постепенное восстановление и других традиций формы дореволюционной русской армии. Была введена парадная форма для всех категорий военнослужащих, артиллеристам возвращаются их приборные черно-красные цвета, устанавливается традиционная форма для казачьих частей. Многие приметы Красной армии сходят на нет, в том числе отменяется знаменитая « буденовка ».
Парад победы. 1945 год.
Война и мир
В мирные для страны послевоенные десятилетия изменения в форме военнослужащих происходили, но они были редкими и нерадикальными. Несколько изменилось обмундирование в 1969 и 1972 годах, легендарная гимнастерка поменялась на полевой китель . Новую экипировку диктовало и появление новой бронетехники. После военных действий в Афганистане появляется на свет унифицированный зимний и летний полевые костюмы , получившие название « афганка ».
Военная форма 1969 год.
Развал Советского Cоюза отразился и на армии, а затем, как следствие, и на обмундировании военных. 23 мая 1994 года президент РФ Борис Ельцин подписал указ «О военной форме одежды и знаках различия по воинским званиям» – можно сказать, что в этот день и была отменена советская военная форма . После подписания этого документа форма претерпела большие изменения. Основным цветом и парадной, и повседневной экипировки военнослужащих стал оливковый . Шинели были заменены на зимние пальто , кители – на пиджаки с накладными карманами. На военной форме появились шевроны и нашивки , обозначающие принадлежность к определенному роду войск или части.
В 2005 году вышел новый президентский указ, подписанный уже Владимиром Путиным. Он вновь несколько изменил экипировку, в том числе вернул папахи в качестве зимних головных уборов для полковников и генералов. Но главное новаторство указа состояло в том, что он запрещал ношение военной формы теми, кто не относится к военнослужащим.
Неформальный подход
В последние годы форма еще несколько раз дорабатывалась и самый актуальная ее комплектация должна была быть введена в российские войска в прошлом 2015 году. Появилась новая офисная одежда для офицеров и генералов, а комплект новой полевой одежды для солдат и офицеров был окончательно утвержден – в его состав вошли: костюм , различные виды сезонных курток, жилет , шапка и берет , разносезонные ботинки , балаклава , перчатки и рукавицы.
В 2016 году в войска будет поставлено около 4000 комплектов арктической формы –экипировки военнослужащих, проходящих службу в условиях особо холодного климата (низкая температура -50, -60 и сильный ветер и снег). Она обеспечивает защиту от длительного воздействия холода с высокой влажностью и ветром более 15 м/с, от дождя и налипающего снега, и имеет специальные конструктивные решения, в том числе очень высокий воротник анатомической формы, специальный капюшон увеличенного объема с возможностью регулировки в трех направлениях, клапаны, ветрозащитные юбки .
Основой армейской униформы сегодня стали принцип многослойности и возможность военным самим комбинировать предметы обмундирования в зависимости от поставленных перед ними задач и погодных условий. В форме используются самые актуальные технологии, мембранные материалы , доказавшие свою эффективность утеплители, особая обработка швов, быстросохнущие и дышащие инновационные ткани, обеспечивающие необходимые воздухообмен. В местах, на которые оказывается наибольшая нагрузка, костюмы усиливаются. Новая экипировка военных прошла суровые испытания в полевых условиях и строго оценивалась ее будущими обладателями, лично заинтересованных в ее функциональности. Так что острота дилеммы «красота или комфорт» в том, что касается военной формы в современной армии, снизилась до минимального уровня. А вскоре, как мы надеемся, этот вопрос совсем перестанет быть актуален.