Камуфляж по своей природе является обычным эволюционным процессом в животном мире. Раскраска тигра – камуфляж , способность хамелеона к мимикрии – тоже камуфляж , как и огромные «глаза» бабочек. Даже пигмент человеческой кожи можно считать камуфляжем в широком смысле этого слова. И пусть человек не может сливаться с окружающей средой подобно животным, однако, он может забраться в чужую шкуру.
С начала XIX века армии принимали участие, в основном, лишь в крупных сражениях, а стало быть, и надобность в камуфляже, как таковом, частично отсутствовала. Форма военных была блестящей и яркой, не столько для запугивания и обескураживания врага, сколько для того, что бы определить, кто находится рядом. Однако уже к концу столетия, в англо-бурской войне, Британии пришлось столкнуться с непривычным методом ведения военных действий.
В то время как английские войска, шагающие строем, гонялись за бурами в своих традиционных красных мундирах, сами буры, являясь отличными стрелками и не ведающие строевого порядка – разрозненными силами выбивали английских солдат, при этом, оставаясь фактически невидимыми в своих невзрачных серых куртках и рубашках. Не удивительно, что офицеры английских войск быстро осознали причину огромных потерь в подобных боях, а потому на время военных действий был принят новый вид униформы – мундиры перекрасили в цвета, сходные с южноафриканским бушем. А вот в Индии, все те же английские войска использовали униформу цвета « хаки ».
В начале XX века оптические приборы были не такими совершенными, как сейчас, война велась по другим правилам — кто первый заметил врага, тот первым и нанес удар. Специалисты пришли к простому выводу – искусство камуфляжа это искусство визуального обмана.
Повсеместно, военная униформа защитного цвета, начали активно использовать лишь к началу Первой мировой войны (и то, Франция , принявшая новую форму лишь к 1912 году, в своих первых сражениях использовала устаревшую «раскраску»). Параллельно наращивает темпы усовершенствование вооружения и перед командующими все чаще возникает вопрос – как защитить солдата на поле боя. Каждый день Первой мировой британский флот лишался до десятка военных и торговых судов. Немецкие торпеды подлодок топили суда, а Британская империятеряла свое боевое преимущество. Не было времени изобретать новые прототипы судов. В 1917 году маринист и иллюстратор Норман Вилкинсон и вортицист Эдвард Уодсворт решили проблему «невидимости» просто: они решили при помощи раскраски дефрагментировать сам силуэт судна. Ветераны флота пренебрежительно относились к этой раскраске, и вовсе сравнивая ее с вызывающим нарядом. Однако его качества положительно оценили сами моряки.
Изменения претерпел и пехотный камуфляж . В 1931 году камуфляж начал использоваться отдельными частями Третьего Рейха (представляющий из себя светло-коричневые, светло-зеленые и темно-коричневые пятна), однако стоит отметить, что использовался он лишь отдельными частями и не был обыденным явлением. В итоге, Германия стала первой страной с самым обширным выбором камуфляжной формы – более 40 видов. По окончанию Второй Мировой войны, список стран, использующих камуфляж , немного расширился – Англия, США , Германия , СССР, Италия , Швеция и Швейцария , а вот остальные страны либо использовали устаревшую двухцветную раскраску формы, либо заимствовали виды камуфляжа у своих более передовых соседей.
Очередной виток эволюции камуфляжа пришелся на время «Холодной войны». Наконец специалисты смогли выделить пять основных типов камуфляжа.
- «Лес» (в основном – Европа, Америка)
- «Пустыня» — (Северная Африка, Средняя Азия)
- «Джунгли» (тропик) – (Ю-В Азия, Южная Америка)
- «Зима» — для зимней войны
- «Буш» (Юг Африки) – очень мало видов камуфляжа, в связи с ограниченностью местности и стран.
Удалось определить, что человеческий мозг распознает и выделяет предметы, чьи контуры ему знакомы, достаточно даже частично идентифицировать предмет и мозг тут же подскажет, что человек видит перед собой. В то время как достаточно будет показать предмет под другим углом этот же предмет и человек не сможет его опознать. Это и стало ключевым фактором в развитии.
В 1984 году был создан настоящий цифровой камуфляж : на форму солдат был нанесен рисунок похожий на конфигурацию пикселей экранов мониторов. Данный рисунок делает передвижение солдат почти невидимым. Бойцы сливаются с окружающей местностью. Итак, если проследить историю развития камуфляжного рисунка, неважно охотничьего или военного можно отметить, что развитие первого базируется на втором, используя опыт прошедших или текущих войн.
Основные этапы развития камуфляжа:
- 1900-1930-е – однотонная форма цвета хаки .
- 1930-1945 – Вторая мировая война вызывает всплеск в появлении новых расцветок и типов камуфляжа.
- 1945-1974 – Войны в Ю-В Азии вызывают появление камуфляжей типа «Тропик» и всеобщий всплеск поиска нужного для каждой страны камуфляжа.
- 1974-1990-е – Основными камуфляжами в мире являются аналоги «Woodland’a».
- 1990-е – по настоящее время: Каждая страна нашла свой основной тип камуфляжа, и теперь дело – за учеными.
Marpat, Cadpat, Acupat – первые шаги в разработке камуфляжа в новом веке.