Этот разнообразно талантливый человек придумал и цветомузыкальное пианино – инструмент , позволяющий объединять звук и изображение в духе идей А.Скрябина о синтезе музыки и цвета, называемый также оптографическим пианино. Кстати, о цветомузыке было известно задолго до него - это тоже интересный момент в жизни "изобретателя" Баранова-Россине.
Он же изобрел и прибор для измерения чистоты драгоценных камней – хромофотометр. И тут же – машину для изготовления и разлива газированных напитков (за это изобретение даже последовало вознаграждение). Впрочем, может показаться что и эти "открытия" были известны чуть ли не со времен Ломоносова.
А был Владимир Баранов-Россине (1887-194?) замечательным художником, картины которого находятся в крупнейших музеях мира. Тем не менее, в России его имя не слишком известно, биография изучена недостаточно. Даже точной даты смерти нет, по разным источникам -1942 или 1944 год. Зато известно место гибели – немецкий концлагерь Освенцим (или Аушвиц, как его еще называют)...
Настоящая фамилия этого человека была просто Баранов, зато настоящее имя – Шулим Вольф Лейб. И с последующим написанием фамилии нет полной ясности: значится и Баранов-Россине, и Баранов-Россинэ.
Родился этот замечательно одаренный человек в селе Большая Лепатиха Таврической губернии (сейчас Украина ), начал учиться живописи поздно, сначала в Одессе, потом в Санкт-Петербургской Академии художеств (но отчислен за непосещение занятий сразу после первого курса).
Как многие художники этой страшной переломной эпохи, Баранов-Россине скитался по миру, деля свою жизнь между Россией, Норвегией, Парижем. Он и числится во всех энциклопедиях как французско-русский художник.
Первый раз он уехал в Париж в 1910 году, жил на Монмартре, в знаменитом парижском доме художников « Улье », дружил с Шагалом, Штеренбергом, Архипенко, Модильяни. Там он и выбрал себе творческий псевдоним – Даниэль Россинэ. Об этом псевдониме тоже идут споры: произошел ли он от коня Россинанта (как символа движения вперед), то ли все же в память о родине.
Гийом Апполинер называл его французским футуристом. Встречался Баранов-Россине и с другими представителями русского авангарда: Гончаровой, Бурлюком, Ларионовым. На всю жизнь сохранил крепкую дружбу с супругами Делоне.
В 1915 году художник совершил большую поездку по Скандинавии. Там он увлекся идеями математика Мебиуса, стараясь воплотить принцип « ленты Мебиуса » в живописи. В Норвегии он уже оставляет себе и двойную фамилию.
Увлеченный идеями революции, Баранов-Россине возвращается в Россию в 1917 году. Стал профессором Вхутемаса, работал в Большом театре и у Мейерхольда. Он даже оформлял Петроград к первой октябрьской годовщине, писал революционные панно.
Давал также много концертов с оптографическим пианино, которое сам сконструировал. Каждая клавиша клавира соответствовала не только определенному звуку, но и цвету (проходящий через оптические фильтры свет проецировался на экран). Инструмент был разрушен, но впоследствии восстановлен старшим сыном, и сейчас хранится в Парижском Национальном музее современного искусства. На этот инструмент существует сразу два патента: и в России, и во Франции.
В 1922 году Баранов-Россине, вместе с семьей, вновь оказался в Париже, где уже постоянно жил до момента своего ареста и заключения в концлагерь. Работал, был одним из создателей движущейся скульптуры (мобилей), перебивался и случайными заработками, не связанными с изобразительным искусством.
Информации о последних месяцах, уже после того, как его забрали в гестапо, нет. Известен только лагерь, где и погиб художник и изобретатель Владимир Давидович Баранов-Россине. Правда, и здесь возможны разночтения: в книге « Художники русской эмиграции » известного искусствоведа А.Толстого Владимир Баранов-Россине значится как участник французского Сопротивления, а местом гибели называется концлагерь в Компьене, Франция .
Принципы художественного авангарда начала XX века, которые многим кажутся высосанными из пальца, в действительности могут быть глубоким проникновением художника в суть вещей. Как видим, все его изобретения имеют практическое применение по сию пору.
А может быть, это просто свойство определенного видения мира. И творить можно не только на холсте.....
А самое главное, что имя Владимира Баранова-Россине не забыто и в России. Состоялось уже несколько персональных выставок художника, в том числе, и в Русском музее, и в Третьяковской галерее. А уж с одним из его « произведений » – пятнистым камуфляжем – сталкивался каждый из нас. Хорошо это или плохо, но это самое известное « произведение » художника, чьи картины на аукционах сейчас бьют все рекорды по стоимости.
Впрочем, конечно, не удивительно что Русский музей и Третьяковка пытаются рекламировать то что мало соответствует дейсмтвительности, - работа у них такая. А точные науки требуют точных ответов. Попытаемся их найти в другом месте.
Существующая "американистская" точка зрения говорит о том, что:
Автором камуфляжа считается Эббот Хендерсон Тэйер, художник их Соединенных Штатов, живший на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Известность он получил, как человек, умевший отлично рисовать изящные женские фигуры. Сам художник стремился к славе человека утонченного и сентиментального, и никто, включая его самого, не смог бы предположить, что вскоре он станет изобретателем расцветки для армейской формы.
С началом двадцатого века образ жизни Тэйера внезапно становится почти отшельническим. Эта метаморфоза удивляет его знакомых, но точной причины не знает никто. Ходили слухи, что виной тому была некая встреча с неизвестной личностью, которая в корне изменила взгляд художника и его отношение к жизни. Тэйер от рисования женщин перешел к изучению мира живой природы, большое внимание уделяя изображением птиц и животных.
В процессе изучения природных раскрасок художником были сформулированы теоретические основы мимикрии.В частности, он отметил, что тела животных окрашены в темные тона на обращенных к свету участках, и в более светлые на участках, скрытых от света. Этому принципу дано было название “закон Тэйера”. А в 1909 году свет увидела книга художника, которая называлась “Защитные окрасы в царстве животных”, снабженная набором иллюстраций, подтверждающих этот закон.
На шестидесятом году жизни художник выпустил книгу для детей. На каждой странице этой книги была изображена загадочная картинка. Рисунок представлял собой переплетение стеблей и листьев на цветной плоскости, а читателю предлагалось узнать, кто тут скрывается. Чтобы не оставлять маленьких читателей, не сумевших разгадать загадку, в недоумении, на обратной стороне страницы была подсказка. Тот же самый рисунок, но растительный фон не пропечатан, благодаря чему становился отчетливо виден фрагмент тела птицы или змеи.
Книга привлекла большое внимание не только детей, но и взрослых. Более того, на нее упал взгляд военных чинов. А потом на основе “закона Тэйера” возникли и развились в систему основные принципы военного камуфляжа.
Вскоре художник понял, что разработка новых камуфляжных костюмов ведется на основе принципов, изложенных им в книге “Защитные окрасы в царстве животных” и, закономерно, захотел за это денежного вознаграждения. Но расцветка камуфляжных костюмов, разрабатывалась уже группой ученых, использовавших “закон Тэйера” только как базу. Поскольку от глаз противника начали укрывать не только людей, но и большие военные объекты, от корабля до аэродрома, авторство этого изобретения уже не могло принадлежать только Тэйеру.
Военные академии стали вводить новые курсы. На них слушателям рассказывалось об основах, применении камуфлированной военной формы и снаряжения. Появились такие понятия как “тень-спасительница” и “тень-предательница”. Стало налаживаться производство камуфлирующих красок.
Договоренности с Пентагоном художник так и не достиг и в 1921 году он скончался. Его разработки и его опыт, воплощенный в науке военного камуфляжа, был применен в годы Второй Мировой войны. Тогда в полной мере выявилась ценность разработок Эббота Тэйера. Идеи художника, легшие в основу маскировки городов, объектов и людей, спасли сотни тысяч жизней.
Если мы вернемся к началу статьи и увидим дату патентования формы художником Барановым в 1939 году, сопоставим это с датой выхода американской книги художника Тэйера в 1909 году (аж за 30 лет до патента Баранова, кстати, тоже художника, и совсем не российского проживания), кроме того, - имевшиеся уже к тому времени наработки группы ученых в направлении не впервые подмеченного "закона Тэйера", на основании которых ему и было отказано впатентовании Пентагоном в 20-х годах, вплоть до самой смерти в 1921 году ... То, я бы, например, на основании этих данных вполне бы считал Баранова плагиатором и удачливым предпринимателем, который изучил все наработанное и опубликованное до него за несколько десятилетий, но сумевшим реализовать это в виде европатента в предвоенный период (вероятно, учитывая ситуацию в Европе - пытался заработать денег на ситуации). Впрочем, не удалось, - оказался в Освенциме.
Пятнистая военная форма (патент 1939 года, она же – « пуантилистически-динамичный камуфляж », она же – хамелеон-метод) была не единственным изобретением Владимира Баранова-Россине. Впрочем, прежде чем обьявлять его изобретателем, следует внимательно сопоставить даты "изобретений". Итак, патент на форму Баранов получает в 1939 году. Запомним это.
Этот разнообразно талантливый человек придумал и цветомузыкальное пианино – инструмент , позволяющий объединять звук и изображение в духе идей А.Скрябина о синтезе музыки и цвета, называемый также оптографическим пианино. Кстати, о цветомузыке было известно задолго до него - это тоже интересный момент в жизни "изобретателя" Баранова-Россине.
Он же изобрел и прибор для измерения чистоты драгоценных камней – хромофотометр. И тут же – машину для изготовления и разлива газированных напитков (за это изобретение даже последовало вознаграждение). Впрочем, может показаться что и эти "открытия" были известны чуть ли не со времен Ломоносова.
А был Владимир Баранов-Россине (1887-194?) замечательным художником, картины которого находятся в крупнейших музеях мира. Тем не менее, в России его имя не слишком известно, биография изучена недостаточно. Даже точной даты смерти нет, по разным источникам -1942 или 1944 год. Зато известно место гибели – немецкий концлагерь Освенцим (или Аушвиц, как его еще называют)...
Настоящая фамилия этого человека была просто Баранов, зато настоящее имя – Шулим Вольф Лейб. И с последующим написанием фамилии нет полной ясности: значится и Баранов-Россине, и Баранов-Россинэ.
Родился этот замечательно одаренный человек в селе Большая Лепатиха Таврической губернии (сейчас Украина ), начал учиться живописи поздно, сначала в Одессе, потом в Санкт-Петербургской Академии художеств (но отчислен за непосещение занятий сразу после первого курса).
Как многие художники этой страшной переломной эпохи, Баранов-Россине скитался по миру, деля свою жизнь между Россией, Норвегией, Парижем. Он и числится во всех энциклопедиях как французско-русский художник.
Первый раз он уехал в Париж в 1910 году, жил на Монмартре, в знаменитом парижском доме художников « Улье », дружил с Шагалом, Штеренбергом, Архипенко, Модильяни. Там он и выбрал себе творческий псевдоним – Даниэль Россинэ. Об этом псевдониме тоже идут споры: произошел ли он от коня Россинанта (как символа движения вперед), то ли все же в память о родине.
Гийом Апполинер называл его французским футуристом. Встречался Баранов-Россине и с другими представителями русского авангарда: Гончаровой, Бурлюком, Ларионовым. На всю жизнь сохранил крепкую дружбу с супругами Делоне.
В 1915 году художник совершил большую поездку по Скандинавии. Там он увлекся идеями математика Мебиуса, стараясь воплотить принцип « ленты Мебиуса » в живописи. В Норвегии он уже оставляет себе и двойную фамилию.
Увлеченный идеями революции, Баранов-Россине возвращается в Россию в 1917 году. Стал профессором Вхутемаса, работал в Большом театре и у Мейерхольда. Он даже оформлял Петроград к первой октябрьской годовщине, писал революционные панно.
Давал также много концертов с оптографическим пианино, которое сам сконструировал. Каждая клавиша клавира соответствовала не только определенному звуку, но и цвету (проходящий через оптические фильтры свет проецировался на экран). Инструмент был разрушен, но впоследствии восстановлен старшим сыном, и сейчас хранится в Парижском Национальном музее современного искусства. На этот инструмент существует сразу два патента: и в России, и во Франции.
В 1922 году Баранов-Россине, вместе с семьей, вновь оказался в Париже, где уже постоянно жил до момента своего ареста и заключения в концлагерь. Работал, был одним из создателей движущейся скульптуры (мобилей), перебивался и случайными заработками, не связанными с изобразительным искусством.
Информации о последних месяцах, уже после того, как его забрали в гестапо, нет. Известен только лагерь, где и погиб художник и изобретатель Владимир Давидович Баранов-Россине. Правда, и здесь возможны разночтения: в книге « Художники русской эмиграции » известного искусствоведа А.Толстого Владимир Баранов-Россине значится как участник французского Сопротивления, а местом гибели называется концлагерь в Компьене, Франция .
Принципы художественного авангарда начала XX века, которые многим кажутся высосанными из пальца, в действительности могут быть глубоким проникновением художника в суть вещей. Как видим, все его изобретения имеют практическое применение по сию пору.
А может быть, это просто свойство определенного видения мира. И творить можно не только на холсте.....
А самое главное, что имя Владимира Баранова-Россине не забыто и в России. Состоялось уже несколько персональных выставок художника, в том числе, и в Русском музее, и в Третьяковской галерее. А уж с одним из его « произведений » – пятнистым камуфляжем – сталкивался каждый из нас. Хорошо это или плохо, но это самое известное « произведение » художника, чьи картины на аукционах сейчас бьют все рекорды по стоимости.
Впрочем, конечно, не удивительно что Русский музей и Третьяковка пытаются рекламировать то что мало соответствует дейсмтвительности, - работа у них такая. А точные науки требуют точных ответов. Попытаемся их найти в другом месте.
Существующая "американистская" точка зрения говорит о том, что:
Автором камуфляжа считается Эббот Хендерсон Тэйер, художник их Соединенных Штатов, живший на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Известность он получил, как человек, умевший отлично рисовать изящные женские фигуры. Сам художник стремился к славе человека утонченного и сентиментального, и никто, включая его самого, не смог бы предположить, что вскоре он станет изобретателем расцветки для армейской формы.
С началом двадцатого века образ жизни Тэйера внезапно становится почти отшельническим. Эта метаморфоза удивляет его знакомых, но точной причины не знает никто. Ходили слухи, что виной тому была некая встреча с неизвестной личностью, которая в корне изменила взгляд художника и его отношение к жизни. Тэйер от рисования женщин перешел к изучению мира живой природы, большое внимание уделяя изображением птиц и животных.
В процессе изучения природных раскрасок художником были сформулированы теоретические основы мимикрии.В частности, он отметил, что тела животных окрашены в темные тона на обращенных к свету участках, и в более светлые на участках, скрытых от света. Этому принципу дано было название “закон Тэйера”. А в 1909 году свет увидела книга художника, которая называлась “Защитные окрасы в царстве животных”, снабженная набором иллюстраций, подтверждающих этот закон.
На шестидесятом году жизни художник выпустил книгу для детей. На каждой странице этой книги была изображена загадочная картинка. Рисунок представлял собой переплетение стеблей и листьев на цветной плоскости, а читателю предлагалось узнать, кто тут скрывается. Чтобы не оставлять маленьких читателей, не сумевших разгадать загадку, в недоумении, на обратной стороне страницы была подсказка. Тот же самый рисунок, но растительный фон не пропечатан, благодаря чему становился отчетливо виден фрагмент тела птицы или змеи.
Книга привлекла большое внимание не только детей, но и взрослых. Более того, на нее упал взгляд военных чинов. А потом на основе “закона Тэйера” возникли и развились в систему основные принципы военного камуфляжа.
Вскоре художник понял, что разработка новых камуфляжных костюмов ведется на основе принципов, изложенных им в книге “Защитные окрасы в царстве животных” и, закономерно, захотел за это денежного вознаграждения. Но расцветка камуфляжных костюмов, разрабатывалась уже группой ученых, использовавших “закон Тэйера” только как базу. Поскольку от глаз противника начали укрывать не только людей, но и большие военные объекты, от корабля до аэродрома, авторство этого изобретения уже не могло принадлежать только Тэйеру.
Военные академии стали вводить новые курсы. На них слушателям рассказывалось об основах, применении камуфлированной военной формы и снаряжения. Появились такие понятия как “тень-спасительница” и “тень-предательница”. Стало налаживаться производство камуфлирующих красок.
Договоренности с Пентагоном художник так и не достиг и в 1921 году он скончался. Его разработки и его опыт, воплощенный в науке военного камуфляжа, был применен в годы Второй Мировой войны. Тогда в полной мере выявилась ценность разработок Эббота Тэйера. Идеи художника, легшие в основу маскировки городов, объектов и людей, спасли сотни тысяч жизней.
Если мы вернемся к началу статьи и увидим дату патентования формы художником Барановым в 1939 году, сопоставим это с датой выхода американской книги художника Тэйера в 1909 году (аж за 30 лет до патента Баранова, кстати, тоже художника, и совсем не российского проживания), кроме того, - имевшиеся уже к тому времени наработки группы ученых в направлении не впервые подмеченного "закона Тэйера", на основании которых ему и было отказано впатентовании Пентагоном в 20-х годах, вплоть до самой смерти в 1921 году ... То, я бы, например, на основании этих данных вполне бы считал Баранова плагиатором и удачливым предпринимателем, который изучил все наработанное и опубликованное до него за несколько десятилетий, но сумевшим реализовать это в виде европатента в предвоенный период (вероятно, учитывая ситуацию в Европе - пытался заработать денег на ситуации). Впрочем, не удалось, - оказался в Освенциме.