Типы тканей, применявшихся для пошива обмундирования Красной Армии.
Наименование, артикул | Состав ткани | Цвет | Применение |
Диагональ ![]() арт. № 1408 | хаки ![]() | мундиры, кители и бриджи генералов | |
Габардин ![]() | хаки ![]() | мундиры, кители и бриджи генералов | |
Габардин ![]() арт. № 1481 | шерсть | хаки ![]() | гимнастерки и бриджи офицерского состава |
Диагональ ![]() арт. № 160 | шерсть | темно-синий | бриджи |
Сукно-кастор мундирное арт. № 1205 | морская волна | мундиры генералов войск НКВД (с 1945- генералов Красной Армии) | |
Сукно ![]() | хаки ![]() | мундиры и бриджи или брюки ![]() | |
Сукно ![]() | хаки ![]() | мундиры и бриджи или брюки ![]() | |
Сукно ![]() арт. № Б 102/50 | хаки ![]() | гимнастерки и шаровары | |
Сукно ![]() арт. № 112 | хаки ![]() | мундиры и бриджи или брюки ![]() | |
Драп-кастор арт. № 1130 | стальной | парадные шинели генералов | |
Драп мериносовый арт. № 104 | темно-серый | повседневные шинели генералов и частично старшего офицерского состава | |
Драп шинельный полугрубый арт. № 224 | темно-серый | шинели старшего и младшего офицерского состава | |
Сукно ![]() | темно-серый | шинели старшего и младшего офицерского состава | |
Сукно ![]() | серый ![]() | шинели младшего офицерского и рядового состава | |
Сукно ![]() | темно-серый | шинели начсостава военного времени и курсантов | |
Рогожка хлопчатобумажная арт. № 390 | х/б | белый ![]() | кители, гимнастерки |
Рогожка льняная арт. № 75 | лен | белый ![]() | кители, гимнастерки |
Коверкот арт. № 436 | х/б | хаки ![]() | гимнастерки, предметы женского обмундирования |
Трико арт. № 426 | х/б | хаки ![]() | гимнастерки офицерского и рядового состава |
Диагональ ![]() арт. № 444 | хаки ![]() ![]() | бриджи и шаровары | |
Коверкот арт. № 135 | серый ![]() | пальто ![]() | |
Сукно ![]() арт. №1039 | шерсть | цвета родов войск | Петлицы ![]() ![]() |
Сукно ![]() арт. № 106 | шерсть | цвета родов войск | окантовка всех элементов формы |
Сукно ![]() рт. № 114 | шерсть | цвета родов войск | окантовка всех элементов формы |
Импортные ткани | |||
Диагональ ![]() | шерсть | темный хаки ![]() | кители и бриджи офицерского состава |
Диагональ ![]() | шерсть | светлый хаки ![]() ![]() | кители и бриджи офицерского состава |
Шевиот АМ-2 | шерсть | светлый хаки ![]() | гимнастерки |
Шевиот АМ-4 | шерсть | хаки ![]() | гимнастерки |
Трико АМ-3 | шерсть | хаки ![]() ![]() | летние гимнастерки, обмундирование женщин |
Сукно ![]() | шерсть | хаки | шинели |
Драп АМ-41 | шерсть | серый ![]() | шинели |
Габардин ![]() | шерсть | серый ![]() | пальто ![]() |
ШИНЕЛЬНЫЕ ТКАНИДля пошивки шинелей применяются шерстяные ткани повышенного веса (650-800 г 1 кв. метр). К шинельным тканям, помимо хорошего внешнего вида, предъявляются особые требования: эти ткани должны быть плотны, не дряблы, иметь хорошие тепловые свойства, значительную толщину, противостоять смятию и истиранию, защищать от действия ветра, дождя, сохранять хороший внешний вид после намокания. Все шинельные ткани по своей выработке являются суконными. Для суконных тканей применяется пряжа пушистая, вырабатываемая из коротковолокнистой шерсти. В отделке суконные ткани подвергаются сильной увалке, благодаря чему происходит их усадка по длине и особенно по ширине, толщина ткани значительно увеличивается, поверхность ее с лица и изнанки «заваливается», и ткацкий рисунок покрывается слоем прочно свалявшихся волокон. От качества валки суконных тканей в значительной мере зависит добротность их: плотность, ремнистость наощупь, отсутствие рыхлости, дряблости, полнота и ровнота лицевого войлокообразного застила, прочность в носке. Известно три типа шинельных тканей: драп-кастор, драп и сукно Драп-кастор является наиболее высокой по качеству шинельной тканью. Он вырабатывается из особо тонкой суконной пряжи (№ 15-16), для которой идут отборные мериносовые шерсти. Драп-кастор вырабатывается особо плотно, двуслойным переплетением с последующей и тщательной увалкой в отделке. В результате такой выработки получается стойкий плотный драп, в то же время мягкий, нежный наощупь, с красивой складкой в одежде. В пошивке драп-касторы считаются трудными тканями: вследствие плотности они плохо поддаются усадке, требуют особо тщательного выполнения швов, осторожной утюжки во избежание малейшего подпаливания, для хорошей разутюжки швов — много усилий. Однако труд мастера при пошивке шинели из кастора вознаграждается эффектным видом изделия, стройностью, изяществом линий, стойкостью приданной формы во время носки Драп мериносовый , чисто шерстяной, вырабатывается из тонкой мериносовой пряжи (№ 11-12), двуслойным переплетением с хорошей увалкой, обычно темносерого цвета. В зависимости от качества сырьевой смески, плотности увалки этот вид драпа может быть мягким или более плотным. Однако рыхлость структуры, излишняя пушистость ткани недопустимы, так как такой драп во время носки Драп шинельный полугрубый вырабатывается из полугрубой шерсти с примесью искусственной (утильной) шерсти, а в ряде артикулов и хлопка. Переплетение двуличное, при котором один уток выходит преимущественно на лицевую сторону драпа, а второй наизнанку. В зависимости от смески, качества пряжи, плотности нитей и отделки (валки) качество полугрубого драпа может быть различным. Хорошие по выработке полугрубые драпы являются стойкими в носке, практичными тканями, вполне удовлетворительными по внешнему виду, хотя они и не обладают мягкостью мериносового драпа. В пошивке эти драпы могут уступать мериносовым драпам, так как при значительной плотности и наличии растительных волокон они неподатливы при влажной обработке, требуют тщательной разутюжки для придания хорошего внешнего вида изделию. Полугрубый драп применяется на пошивку шинелей старшего и младшего офицерского состава. Характеристика шинельного полугрубого драпа № 224: ширина 139 см, вес 1 кв. метра 790 г, растительных примесей (хлопка) не более 15%. Сукно Сукно Импортные шинельные ткани представлены двумя типами тканей: 1. Сукно 2. Драп серый СУКНА ГИМНАСТЕРОЧНЫЕ, МУНДИРНЫЕ И ШАРОВАРНЫЕПо сравнению с шинельными тканями сукна вырабатываются более тонкими, с меньшим весом 1 кв. метра (450-500 г). Однако к выработке сукон предъявляются не менее высокие требования — они должны быть плотны, хорошо увалены, стойки на растяжение, ремнисты, с чистой, невзлохмаченыой поверхностью. По виду лицевой поверхности сукна могут быть ворсовые и безворсные. Ворсовые сукна подвергаются специальной ворсовке с последующей стрижкой ворса и его сильной запрессовкой. Вследствие такой выработки ворсовые сукна отличаются гладкой, ровной поверхностью лицевой стороны, небольшим блеском, который особенно проявляется при изгибах материала. В готовом изделии направление ворса должно быть сверху вниз, что должно иметь в виду при раскрое изделий. Для выработки ворсовых тканей применяются шерсти хорошего качества. Безворсные сукна не подвергаются специальному начесу, их лицевая поверхность представлена равномерным слоем свалявшихся волокон шерсти. По тонине, качеству и сырьевым смескам сукна могут быть различны. В типовом ассортименте различают четыре типа сукна. Сукно-кастор мундирное, вырабатываемое весьма плотно, из тонкой шерсти и тонкой пряжи, с атласным застилом лица и хорошей увалкой. Сукно Сукно Сукно Сукно КАМВОЛЬНЫЕ ТКАНИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ПОШИВА ГИМНАСТЕРОК, КИТЕЛЕЙ И ШАРОВАРПо своей выработке, строению и внешнему виду камвольные ткани существенно отличаются от суконных. Камвольные ткани вырабатываются из длинной, малоизвитой шерсти, подвергающейся в прядении гребенному прочесу. Камвольная пряжа значительно тоньше суконной пряжи, она непушиста и применяется обычно скрученной в два конца. Поверхность камвольных тканей, в отличие от суконных, открыта, совершенно гладка или слегка ворсиста, причем переплетение нитей рельефно проступает на поверхности материала, войлокообразный слой от валки, как это было у сукон и драпов, отсутствует. Взамен плотной увалки сукон прочность, добротность камвольных тканей достигается значительным увеличением плотности нитей, применением крепкого шерстяного волокна. Вес квадратного метра камвольных тканей несколько меньше, чем сукон, причем вес для костюмных тканей колеблется от 270 до 450 г. Средним весом является вес 300-350 г 1 кв. метр. Ткани с весом 400-450 г относятся к группе тканей повышенного веса, какими и являются ткани военного ассортимента. По сырьевому составу камвольные ткани могут быть чисто шерстяными, полушерстяными, когда наряду с шерстяной применяется хлопчатобумажная пряжа, и смешанными, когда при составлении смески к шерсти добавляются другие волокна (обычно коротковолокнистый искусственный шелк). Смешанные ткани на пошивку обмундирования Красной Армии не применяются. Основной ассортимент камвольных тканей для обмундирования генералов и офицерского состава представлен следующими артикулами. Диагональ Габардин Габардин Диагональ Импортные шерстяные ткани разделяются на три основных вида: диагонали, шевиоты и трико. Все ткани чисто шерстяные, при мочке дают значительную усадку (до 7%) и требуют портновской декатировки. Диагональ Диагональ Шевиот АМ-2 шириной 144-149 см, светлый хаки Шевиот АМ-4 , шириной 142-145 см, цвета хаки Трико АМ-30 , шириной 154 см, легкая, гладкая, мягкая ткань, вырабатываемая из тонкой, крученой мериносовой пряжи комбинированным переплетением. Эту ткань иногда неправильно называют габардином. Как легкая и воздухопроницаемая ткань хорошо подходит для летних гимнастерок, а также для обмундирования женщин. ТКАНИ ДЛЯ ЛЕТНИХ ПАЛЬТО Для пошивки летних пальто Коверкот арт. 135 , шириной 136 см, вырабатывается в сером цвете, чисто шерстяным, из тонкой мериносовой крученой пряжи № 52/2. По весу эта ткань уступает рассмотренным кительно-мундирным тканям; вес 1 кв. метра около 300 г. Из импортных тканей высококачественной тканью является габардин ПРИБОРНЫЕ СУКНА Приборные сукна применяются для петлиц, околышей фуражек, лампасов и кантов. Для обеспечения наиболее однородного цвета и окраски прочной к свету приборные сукна вырабатываются чисто шерстяными. К приборным сукнам предъявляются специальные требования сукно Сукно Сукно Сукно ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫЕ И ЛЬНЯНЫЕ ТКАНИ ДЛЯ ЛЕТНЕГО ОБМУНДИРОВАНИЯХлопчатобумажные ткани для изделий летнего обмундирования генералов и офицерского состава немногочисленны. Ткани вырабатываются из ровной пряжи средней тонины как крученой, так и однониточной. В зависимости от вида материала применяются различные переплетения — саржевое, диагоналевое и даже разновидность полотняного (рогожка). Из льняных тканей на летние белые кители может быть применена льняная рогожка. Хорошее качество хлопчатобумажных и льняных одежных тканей состоит в чистой их выработке, отсутствии пороков пряжи (утолщений, шишковатости), в прочной сочной окраске и хорошей отделке. Одежные ткани должны быть плотны, не дряблы, достаточно мягки. В отличие от шерстяных хлопчатобумажные и льняные ткани не подвергаются таким утюжильным обработкам, как сутюжка, оттяжка, так как эти ткани не обладают такой пластичностью. Поэтому хороший покрой изделия необходимо обеспечить правильным раскроем и добротным шитьем. Следует также иметь в виду, что хлопчатобумажные ткани после стирки дают усадку по длине (на 5-10%), что является большим недостатком. При индивидуальной пошивке этот недостаток может быть устранен предварительной замочкой отреза в холодной воде (2-3 часа). Основной ассортимент хлопчатобумажных и льняных тканей для обмундирования представлен следующими артикулами. Рогожки отбельные хлопчатобумажные разделяются на две группы: а) из некрученой пряжи невысоких номеров 16-28 и б) из крученой пряжи по основе и крученой или однониточной по утку. Лучшими по внешнему виду, стойкости является рогожка с применением крученой пряжи. Такова рогожка арт. 390, ширина 73 см, вес около 290 г. Рогожки льняные по внешнему виду, стойкости, меньшей загрязняемости превосходят хлопчатобумажную рогожку. Тонкая, лучшая по качеству рогожка вырабатывается из пряжи № 22. Рогожка арт. 75 вырабатывается из более грубой пряжи; кроме того, она тяжеловесна. Коверкот хаки Трико арт. 426 саржевого переплетения, хаки-меланж — материал более плотный и грубый. Применяется для гимнастерок рядового состава и офицерского состава на замену коверкота. Диагональ ПОДКЛАДОЧНЫЕ ТКАНИРазличают собственно подкладку, т. е. ткани, идущие на подкладку к спинной и боковой частям изделий, рукавную подкладку и ткани для карманов. От хорошего подкладочного материала требуется, чтобы он имел ровную, гладкую поверхность, не лохматился и хорошо скользил по одежде; далее необходимо, чтобы, подкладка была прочна на разрыв и на трение, чтобы не было быстрого истирания, чтобы материал не секся, не пачкал при трении и при увлажнении водой и потом, чтобы не имел большой усадки. Если подкладка имеет большую усадку, то при утюжке возможно стягивание пол и загиб их внутрь; чтобы избежать этого, в некоторых изделиях делают припуск (запас) как по ширине, так и длине. Материалы для карманов должны быть прочны, гладки и мягки, с широкими краями швов, чтобы не было сдвигания нитей. Рукавная подкладка должна скользить по рукаву и быть эластичной, чтобы не стеснять движения руки. Ткани поврежденные, ослабленные, дряблые не должны применяться на подкладку. На подкладку могут быть применены многие артикулы тканей: сатины, саржи, ластики, шелковые и полушелковые ткани: сатины, саржи, падоме и др. Ниже описаны наиболее типичные сорта этих тканей. Сатин-дубль — хлопчатобумажная ткань Сатины шириной от 60 до 76 см – ткани атласного переплетения имеющие гладкую и иногда блестящую поверхность и простую изнанку; застил направлен поперек ткани (уточный). Различают обыкновенный и полутонкий гребенной сатин, у полутонкого сатина поверхность гладкая, блестящая, чисто выработанная; у обыкновенного лицевая поверхность не такая чистая и более рыхлая. Сатин применяется на подкладку ко всем видам одежды, по преимуществу к кителям и мундирам. Ластики шириной от 60 до 93 см —атласного переплетения, имеют блестящую лицевую сторону и матовую изнанку и застил, который в отличие от сатина направлен вдоль ткани (основой). Ластик набивной (обычно в полоску) служит хорошим материалом на рукавную подкладку. Ткани для карманов применяются различные. Основные требования к такой ткани следующие: она должна быть прочна, не очень груба. Для брючных карманов и для карманов пальто Сатин-трико арт. 360 , ширина 109-112 см, плотная ткань узорно-сатинового переплетения, вследствие чего лицевая поверхность ткани имеет мелкие диагоналевые полоски, идущие вправо; эти полоски расположены полого, так как ткань имеет большую плотность по утку. Будучи прочной, ткань сатин-трико применяется на подкладку до талии в шинелях для офицеров. Шелковые ткани подкладочные применяются для одежды генералов. Эти ткани имеют различную выработку по переплетению и плотности, однако во всех случаях на лицевой стороне преобладают нити основы, создающие лицевой застил. Недостатком подкладки из шелка является то, что она быстро вытирается («сечется»). Этот недостаток в значительной мере устраняется при особо плотной выработке ткани. Среди подкладочного шелка имеются следующие наименования: радоме —легкая подкладочная ткань мелкодиагоналевого строения, саржа ТКАНИ ДЛЯ ПРОКЛАДКИДля придания одежде большей устойчивости, сохранения приданной формы при пошиве кителей, мундиров, шинелей применяются различные ткани в виде подкладки между верхом и подкладкой. В качестве прокладки применяются главным образом льняные суровые (неотбеленные) ткани—бортовка, или парусина бортовая, так как эти ткани устойчивы в отношении растяжения, прочны и хорошо держат форму одежды. На прокладку применяются также волосяные ткани, о которых будет сказано ниже. Сорочка бортовая (бортовая парусина или холст) шириной от 61 до 140 см—льняная или полульняная неотбеленная (суровая), вырабатывается различной толщины и плотности. Чем тоньше материал для верха, тем мягче и тоньше должен быть применяемый холст и наоборот. Эластичность, устойчивость нз растяжение и в то же время отсутствие грубости — вот основные требования к прокладке. Вялая, дряблая, грубая, неустойчивая прокладка непригодна для работы. Ветошь суровая (серпянка) шириной 69 см—очень редкая ткань вроде марли. Этим материалом покрывается слой ваты с той целью, чтобы вата не сбивалась, не распадалась и не скользила. Хорошая ветошь должна быть мягкой, не очень плотной, чтобы не получилось огрубления ватного слоя. Волос . Волосом в швейном производстве называются ткани, в которых для основы взята хлопчатобумажная пряжа, а для утка конский волос, прокладываемый по одному или по два вместо уточной нити. Волос применяется в виде прокладки в одежде, для того чтобы придать упругость и стойкость грудной части одежды. Качество волосяной ткани бывает различно, что зависит от качества самого волоса; волос должен быть тонким и упругим. Хорошая волосяная ткань должна быть плотной и упругой на изгиб. При плохом качестве волоса и недостаточной плотности волосяная ткань получается вялой и дряблой, причем отдельные волоски легко выделяются из нее. Последнее особенно нежелательно, так как конский волос, пронизывая подкладку или верхнюю ткань, пролезает из середины изделия наружу. Более плотный (тяжелый) волос применяется на прокладку при плотных материалах, а более легкий и мягкий — на прокладку при тонких верхних тканях. Тесьма (кромка) бортовая — льняная с хлопчатобумажным утком простого переплетения, шириной 9 и 12 мм, применяется для прокладки в борта, проймы и т.п. |
Источник: http://broneboy.ru/типы-тканей-применявшихся-в-ркка/