Обувь

Обувь — элемент одежды. Надевается на ноги. Применяется, в первую очередь, для тепловой и механической защиты ног. К видам обуви относятся: сапоги , сапожки, полусапоги , полусапожки, ботинки , полуботинки , туфли , сандалии , туфли комнатные, сандалеты, чувяки, мокасины, опанки, кросовки.

Иллюстрация из статьи ЭСБЕ «Сапожное мастерство». Коллекция обуви, составленная Жакемаром в музее Клюли в Париже. 1)Башмак из гардероба Екатерины Медичи. Каблук красный , верх из белой кожи, вышитый розовым шёлком. Вспомогательная подошва, соединяющая каблук с носком, тоже красная. 2) Деревянная туфля на ножках, обитых железом. Кожаная перехватка вышита шелком. 3) Мужской немецкий башмак XVI века, из одного куска кожи. 4) Шелковая туфля, вышитая лентами, принадлежавшая принцессе Ламбаль. 5) Дамский башмак фламандскогопроисхождения, времен Людовика XIII, из желтого сафьяна с красными украшениями. 6) Женская туфля из белой тисненой кожи, изВенеции, XVI век. 7) Крестьянский башмак из двойной кожи, времен Людовика XIV. 8) Французский сапог XVI века с вытисненнымилилиями. 9) Тяжелые сапоги времен Людовика XIV, так называемые «котлы». 10) Дамская туфля времен Людовика XV, верх шелковый с бархатными украшениями, каблук белый . 11) Детский башмак той же эпохи: край розовый с серебряным кружевом, бант из розовой ленты. 12) Башмак Генрих I де Монморанси, из черной кожи, каблук деревянный, обтянутый красной кожей, украшены лилиями и вензелемвладельца. 13) (Объяснение рисунка опущено в подлиннике ЭСБЕ ). 14) Сапог почтальонавремен Людовика XV. 15) Ботфорт времен Людовика XIV. 16) Турецкая туфля на ножках, для бани, где горячий пол. Украшенаперламутром и обита жестью, перехватка из фиолетовой ткани, вышитой шёлком. 17) Туфля из Константинополя; на красномбархате нашиты вырезанные цветы. 18) Сандалия турецкой дамы; украшена серебряной чеканной работой. 19) Турецкая туфля в виде лодки , из белой кожи, украшения из белого и розового шелка. 20) Дамский сапог из Александрии, верхняя часть из желтой кожи вшита в туфлю. 21) Африканская туфля с вышивками серебром и шелком. 22) Китайскаятуфля, мужская , из фиолетовой шелковой ткани, с обшивкой из черного атласа. 23) Женский китайский башмак, шелковый, с бабочкой, вышитой на носке. 24) Башмак мужской на ножках, из Гонконга. Ножки черные, верх из красной лакированной кожи. 25) Дамский китайский башмак из черного атласа с нашитыми белыми узорами. 26) Индийскийбашмак, вышитый, загнутый носок красный . 27) Индийский башмак на ножках, подошваспереди выступает в форме эполета, обшит разноцветным атласом и снабжен завязками. 28) Башмак из Пенджаба, вышит серебром. 29) Индийская сандалия, украшена резьбою. 30) Древний военный мокасин из Северной Америки. Из цельного куска кожи, с красной вышивкой. 31) Очень старый детский мокасин; в носке кожа собрана складками. 32) Женский мокасин из желтой кожи, вышитой шелками. Верх из голубой бумажной ткани, с ремнями для подкрепления.

История

История обуви начинается примерно с верхнего палеолита. Изучение наиболее раннего периода истории обуви представляет особенный интерес для археологов и антропологов.

Древнейшая обувь

Сандалии XII века

История обуви насчитывает не одно тысячелетие. Историк Эрик Тринакус из частного Университета Вашингтона в Сент-Луисе, штат Миссури, США , пришёл к выводу, что обувь появилась 26-30 тыс. лет назад на западе Евразии. Он проанализировал особенности скелета живших там в эпоху среднего и позднегопалеолита людей, обращая внимание на мизинец стопы, заметил, что мизинец становился все слабее, а затем начала изменяться и форма стопы. Эта характерная деформация связана с постоянным ношением обуви.

Кроме того, для изготовления обуви использовались и растительные материалы — древесная кора, камыш , папирус,лыко, солома, а также грубая толстая пряжа, войлок и даже дерево (японцы, например, до сих пор носят гэта — деревянные сандалии ). Производство обуви у первобытных народов было поставлено в прямом смысле слова «на широкую ногу»: в США, в пещере Ламос (штат Невада) археологи нашли настоящий склад древней обуви-300 пар плетённых из травы сандалий. Несмотря на свой более чем почтенный возраст-9000 лет — эти сандалии оказались настолько красивыми и удобными, что местные жители тут же начали плести точно такие же для продажи туристам.

По мнению исследователей, первые в истории человечества ботинки представляли собой что-то вроде портянок из медвежьих шкур, утепленных изнутри сухой травой. И это не просто предположение — именно такие башмаки оказались на ногах мумифицированного трупа мужчины, погибшего 5300 лет назад, который был найден в 1991 году в Эцтальских Альпах (на границе между Австрией и Италией).

В Армении при раскопках пещеры Арени в сентябре 2008 года была найдена самая древняя обувь , возраст которой более 5500 лет. Находка датируется периодом энеолита (3600-3500 годы до н.э). Это мягкие туфли с заостренными концами — чарохи. Обнаруженная обувь стала самой старой археологической находкой в Европе и Азии. Согласно специалистам эта обувь практически не отличается от той, которую носили в армянских селениях.

Древний Восток

Сведения о том, какую обувь носили в Древнем Египте, более достоверны. Самым распространённым видом обуви были сандалии из пальмовых листьев или папируса, похожие по форме на стремя: подошва, на носке загнутая кверху, прикреплялась к ноге кожаными ремешками, один из которых шёл поперёк стопы, а другой крепился перпендикулярно к нему. Родовитые египтяне украшали ремешки изысканными рисунками и драгоценными камнями. Известны были такжетуфли с закрытым носком, без пятки, напоминавшие по виду и назначению современные «шлёпанцы». В храмах и дворце фараона было принято ходить босиком, обувь оставляли за порогом.

У ассирийцев, кроме сандалий, снабженных задником для защиты пятки, были в ходу и высокие башмаки, очень напоминающие современные.

Древние евреи делали обувь из кожи, шерсти, тростника и дерева. Известно было три типа обуви — сандалии , башмаки(они закрывали стопу до подъёма, всегда имели каблуки, а на ноге удерживались с помощью шнурков, которые завязывали красивым бантиком) и сапоги , в которых ходили путешественники и солдаты. У богатых людей обувь бывала чрезвычайно роскошной — в каблуки башмаков, например, часто вкладывали маленькие флакончики с духами. С ношением обуви было связано множество традиций, запретов и предписаний. Так, ходить босиком обычно считалось крайне неприличным, но в определённых случаях полагалось снимать обувь — например, при восхождении на Храмовую гору в Иерусалиме или в присутствии гостя, которому хозяева хотели выразить свое особое уважение. Обувь снимали также, чтобы подчеркнуть важность и бесповоротность принимаемого решения — например, в суде или при передаче недвижимого имущества. В Библии упомянут ещё один любопытный обычай, связанный с разуванием. Если человек умирал, оставив жену бездетной, его брат (или другой родственник) должен был жениться на ней. В случае отказа он подвергался публичному унижению: невестка, от которой он отказался, при всём народе снимала с его ноги обувь и плевала ему в лицо со словами: «Так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему!».

Античность

В Древней Греции, кроме простых сандалий, умели шить полуботинки с задником, сапожки на шнуровке, подчеркивавшие стройность ног и пользовавшиеся большим спросом у женщин, персикай — сапоги-чулки из мягкой кожи, и эндромиды сапоги без носка. Но настоящей революцией стало изобретение греками обувной пары, когда правый и левый ботинки шьются по разным лекалам. К столь очевидной, на наш нынешний взгляд, идее человечество шло много веков. Говорят, этому открытию способствовали гетеры. По их заказу сапожники подбивали гвоздями обувь так, чтобы она оставляла на песке следы с надписью «Следуй за мной». Актёры на сцене обували котурны — сандалии на очень высокой подошве. Дома ходили босиком.

У римлян существовало несколько видов обуви: calceus туфли , закрывающие всю ногу и завязывающиеся спереди ленточкой или шнурком, solea — сандалии, прикрывающие только подошву ноги и прикрепляющися к стопе ремешками, socci — плетёные верёвочные тапочки (их носили актёры, игравшие в комедиях) и др. Солдатской обувью были caligae — башмаки без носка, на прочной подошве, подбитой гвоздями (печально известный император Калигула получил своё прозвище именно в честь этой обуви). Появляться в публичных местах в открытой обуви считалось дурным тоном (отголосок этой традиции до сих пор очень силен в Италии). Женская обувь была в основном белого цвета, мужская — чёрного. В особо торжественных случаях римляне надевали пурпурные или алые туфли , украшенные вышивками и жемчугом. Патриции прикрепляли свою обувь четырьмя ремнями, а плебеи — одним.

Скифские племена, по одной из гипотез — предки восточных славян, предпочитали мягкие высокие сапоги , в которые они заправляли штаны. Эти сапоги , напоминающие кожаный чулок, обтягивали ногу с помощью ремней, охватывающих ступню и щиколотку. Под сапоги скифы надевали длинные войлочные чулки с пришитой войлочной подошвой. По верхнему краю чулок часто нашивались полосы с орнаментом из разноцветных лоскутов. Поверх чулок натягивались сапоги с мягкой кожаной головкой, с голенищами до колен — так, чтобы был виден орнаментированный верх чулок. Голенища сапог были мозаичными: они сшивались из чередующихся квадратиков меха и кожи (или меха и цветного войлока). В итоге обувь выглядела настолько своеобразно, что древние прозвали её «скифской».

Женская обувь скифских народов — полусапожки — чаще всего изготовлялась из тонкой кожи красного цвета и была богато орнаментирована. По месту соединения головки с голенищем была вшита полоска красной шерстяной тесьмы, украшенной кожаными аппликациями. Оригинально были отделаны и подошвы — для украшения использовали кожу, бисер, сухожильную нить. Богатая отделка подошв скифской обуви особенно удивляет историков: такие украшения имели место только при обычае сидеть, сложив ноги «калачиком», как это и сейчас принято у степных народов Азии.

Деталь Портрета четы Арнольфини, 1434 год. Ван Эйк

Средние века

Средневековая Европа отвергла классические сандалии, отдав предпочтение претенциозным туфлям с длинными, загнутыми вверх носами — пулены, которые, по моде того времени, украшались колокольчиками или бубенцами. Французский корольФилипп IV даже издал специальный закон, согласно которому вся знать должна была носить только такую обувь . В XIV веке длина туфель отражала знатность их владельца: рядовым дворянам разрешалось покупать обувь на полтора, баронам — на два, князьям — на три фута больше истинного размера ноги. Чтобы не спотыкаться, князья нередко привязывали загнутый кончик туфли к ноге бечевкой.

Эпоха Возрождения и Реформации

XV век принес модникам заметное облегчение: туфли стали короче и шире (т. н."коровьи морды").С увеличением и расширением передней части пары сужалась и уменьшалась задняя, и уже в 20-х годах XVI века башмаки стали так мелки, что едва держались на ногах и поэтому крепились завязками на подъеме. Обувь изготавливали из кожи, бархата, шелковой и шерстяной ткани красного, голубого, жёлтого и других цветов. Носки их, по тогдашней моде, украшали разрезами, через которые была видна подкладка из ткани или кожи другого цвета. Чтобы они выглядели поизящнее, обувщики придумали прибивать к ним деревянныекаблуки. Женская обувь того времени ничем не примечательна: приличия не позволяли дамам показывать даже носки туфель. Во второй половине XVI в. туфли стали более изящными. В употребление вошли сапоги из мягкой кожи или замши. Их голенища делали такими длинными, что они доходили до верхней части бёдер. Носили сапоги только мужчины и, как правило, только для верховой езды или охоты.

Эпоха барокко и классицизма

Матросы в сапожной мастерской

В конце XVII — начале XVIII веков произошло ещё одно значимое для развития обувного дела событие: юбки дам стали гораздо короче и игривее. Грубые башмаки на толстых каблуках сменили изящные, легкие туфельки из бархата, шелка и парчи. И если раньше, когда обувь скрывало длинное платье , высота подошв башмаков была умеренной, то со временем их стали делать выше. Обувь , отделанную шитьем и другими украшениями, охотно выставляли напоказ. Своего предела высота подошвы и каблуков достигла в XVII веке, в годы правления Людовика XIV (считается, что король, будучи небольшого роста, ввёл моду на высокие каблуки намеренно, чтобы казаться выше). Высокие каблуки красного цвета (иногда даже расписанные изящными миниатюрами) надолго вошли в обиход придворных кавалеров. На балах даже мужчины обязаны были появляться в туфлях, украшенных огромными бантами из лент (таких бантов могло быть даже по два: один, побольше, — на подъёме, другой, поменьше — около носка). Но во всех прочих случаях жизни они предпочитали ботфорты — высокие сапоги с квадратными носами, голенища которых оканчивались широкими раструбами. Их обычно опускали до уровня колен и носили вместе с канонами — своеобразными гамашами, которые шились в виде кулька и вверху (там, где они выглядывали из сапог ) отделывали тонкими кружевами. Такие «каноны» вместе с кружевными подвязками нередко стоили намного дороже, чем весь остальной костюм . На сапоги обязательно прикрепляли шпоры, даже если шли пешком (и даже если вообще не имели лошади). Простолюдины в деревнях обувались в деревянные башмаки — сабо , или ходили босиком.

XVIII век

В XVIII веке, во время господства рококо, в моду вновь входят остроносые туфли и сапоги , ещё больше возрастет значение украшений и декора — прежде всего пряжек, шнуровок и бантов на высоких подъемах. Эпоха Просвещения тоже внесла свои коррективы в обувную моду.

XIX век

С середины XIX века место шелковых туфель занимают удобные и практичные кожаные ботиночки. Форма обуви становится более жесткой, появляется шнуровка и застежки. Самая модная модель того времени — полуботинки с меховой отделкой на каблучке-«рюмочке» средней высоты.

ХХ век

Новаторство двадцатого века главным образом состоит в том, что форма обуви начинает повторять очертания стопы, стелька становится асимметричной. В 20-е годы очередной бум переживают сандалии, а после Второй мировой дизайнеры начинают экспериментировать с материалами более дешевыми, чем кожа : войлоком, парусиной, резиной. Обувь стала объектом внимания художников и конструкторов, но, как и прежде, оставалась признаком социального различия владельцев. Так, аристократическая обувь — узкая в ступне, остроносая, на фигурном каблуке. В зависимости от назначения носили туфли кожаные и атласные, замшевые и шелковые, ботинки на шнурках, крючках и пуговицах. Основной обувью мужчин были сапоги , а также штиблеты и полусапоги .

Российских башмачников начала прошлого века называли «волчками» за то, что обувь они чинили в малюсеньких мастерских, сидя в стороне от людей, как одинокие волки. Меккой башмачного дела была Марьина роща. Именно туда приезжали заказать модные туфли многие заграничные модники.

Материалы для изготовления обуви

Различают натуральные и синтетические материалы.

  • Кожа или искусственная кожа
  • Пластмасса и различные виды пластика
  • Резина — материал для элементов сандалий, а также подошвы. Литая резиновая подошва чаще всего неремонтопригодна.
  • Ткань — натуральная или искусственная.
  • Дерево — например, знаменитые старинные голландские башмаки; или кора дерева — например, лапти из бересты
  • Каучук — для подошвы, натуральный.

Материалы для отделки обуви разнообразнее: от стекла до бриллиантов. Все больше ювелирных домов борются за сотрудничество с обувными компаниями.

  • Полиуретан — Материал для подошвы.

Компоненты обуви

Обувь состоит из следующих частей.

Рант

Наружная деталь низа обуви, представляющая собой узкую полоску из чепрачных или искусственных кож, которая предназначается для скрепления втачной стельки с подошвой.

На обуви изготовленной клеевым способом, рант выполняет декоративную деталь и не несет существенной функции.

Жесткий подносок

Промежуточная деталь верха обуви в носочной её части, между верхом и подкладкой. Сохраняет форму носочной части, а также служит для защиты ног от внешних механических воздействий.

Союзка

Наружная деталь верха обуви, закрывающая верхнюю поверхность стопы. Может быть усилена текстильными деталями: межподкладкой и боковиной, препятствующими растягиванию верха и деформации боковых сторон. В процессе эксплуатации обуви союзка (перед) подвергается сильной деформации из-за многочисленных повторных изгибов и именно поэтому она является ответственной деталью верха обуви.

Берцы
Наружные детали верха обуви, закрывающие тыльную поверхность стопы. На берцах располагаются шнурки или ремни с пряжками. В процессе эксплуатации обуви берцы подвергаются менее интенсивным механическим воздействиям, чем союзка.
Берцы . Очень популярны у рокеров и металлистов
Подкладка

Внутренняя деталь верха обуви из кожи растительного дубления — она непосредственно соприкасается со стопой и должна быть особенно мягкой, способной пропускать воздух. Наиболее интенсивно подкладка изнашивается в носочном и пяточном участках.

Жесткий задник

Внутренний задник — упрочняющий элемент на заднем соединении обеих деталей верха обуви. Располагается между мягким пластом задника (подкладкой) и задником (ЗНР). Обеспечивает формоустойчивость пяточной части, а также служит для защиты ног от внешних механических воздействий и способствует фиксации ноги в обуви. Выполняется из натуральных чепрачных кож, термопластов, кожкартона, гранитоли и т. д.

Подошва

Деталь низа обуви, которая непосредственно соприкасается с землей. У модельной обуви её толщина около 5 мм, у прочной — соответственно, больше. Она предохраняет стопу от соприкосновения с грунтом, смягчает механические воздействия при ходьбе, беге, прыжках, защищает обувь от износа, проникновения в неё воды и грязи, а также от воздействия агрессивных сред. Наряду с наружными деталями верха, дизайн подошвы также участвует в формировании внешнего вида обуви. Рисунком протектора (ходового слоя подошвы) определяются антифрикционные (сопротивление скольжению) свойства обуви. При носке обуви подошва подвергается интенсивным воздействиям — истиранию о грунт, многократным деформациям при сжатии и изгибе, увлажнению и высушиванию, перепадам температур. От качества подошвы во многом зависит длительность носки обуви.

Вкладная стелька

Деталь обуви, соответствующая по форме основной стельке. Служит для улучшения эстетических, комфортных и гигиенических свойств обуви. Представляет собой слой особо мягкой кожи, который соприкасается с нижней поверхностью стопы.

Основная — втачная стелька

Деталь низа обуви, расположенная под всей поверхностью стопы, к которой прикрепляют верх и низ обуви. При эксплуатации обуви стелька подвергается многократным изгибам и сжатиям, а при отсутствии вкладной стельки — действию пота, истиранию со стороны стопы. Материалы, применяемые для изготовления стельки, должны быть устойчивыми к этим воздействиям, хорошо поглощать пот, прочно удерживать гвозди, нитки. В обуви применяют стельки кожаные (одинарные и склеенные из двух слоев), комбинированные (из слоя кожи и искусственного стелечного материала или спецкартона).

Простилка

Служит для заполнения полостей, образующихся в процессе затягивания верха обуви на колодку.

Геленок (Супинатор)

Деталь обуви, закрепляемая внутри несущей стельки. Представляет собой изготовленную из дерева (давно не используется) или стали пружину (10x1,5 см или больше). Размещается с середины каблука до начала подъема. Создает стабильный упор и предотвращает искривление каблука.

Каблук

Ответственная деталь низа обуви, предназначенная для подъема пяточной части стопы на определённую высоту. Позволяет двигаться с большей скоростью, амортизирует удары при ходьбе, изначально был предназначен для фиксации ноги в стремени.

Носок (Мысок)

Наружная деталь верха обуви, закрывающая тыльную поверхность пальцев стопы. В процессе носки обуви на носок действуют наибольшие механические и физико-механические воздействия, в результате чего на нём остаются царапины, загрязнения и др.

Голенище

Наружная деталь верха обуви, закрывающая голень, иногда часть её; может доходить до бедра.

Язычок

Наружная деталь верха ботинок или полуботинок, расположенная под передней частью берцев для предохранения стопы от повреждения блочками и давления шнурками.

  • Берцы
  • Гвозди обувные
  • Геленок или супинатор
  • Голенище
  • Гребень колодки
  • Губа стельки
  • Задинка
  • Задник обувной или подносок
  • Застежка
  • Застежка-молния
  • Каблук
  • Клапан обувной
  • Косячок обувной
  • Крючок обувной
  • Набойки
  • Платформа
  • Подошва
  • Стельки и полустельки
  • Шнурки

Типы обуви

Наиболее значимый признак классификации обуви — её вид. Согласно Обувь . Термины и определения"> ГОСТ 23251-83 «Обувь. Термины и определения» к видам обуви относятся: сапоги , сапожки, полусапоги , полусапожки, ботинки , полуботинки , туфли , сандалии, туфли комнатные, чувяки, мокасины, подследники пантолеты, опанки, таби. Новые устоявшиеся названия обуви: угги, дутики, луноходы, ботфорты, ботильоны, сникеры и др. Старые наименования: валенки , боты, сабо , и др.
  • Апрески (англ. Après-ski ) — теплая обувь из синтетической кожи на поролоне из меха или войлока на толстой подошве, удобная для зимнего отдыха.
  • Бабуши — турецкие туфли , калоши без задников, верхняя обувь , сверх мештей, на босовики. (Толковый словарь Даля В.И)
  • Балетки — классическая модель женских туфель на плоской подошве или с маленьким устойчивым каблуком.
  • Балморалы — в XIX веке были популярными среди студентов Оксфордского университета, именно это и послужило возникновению второго, более популярного названия — оксфорды . Мода среди студентов оказала на них свое влияние, они стали короткими и вместо разреза появилась шнуровка.
  • Бахилы сапоги из мягкой резины, с высокими голенищами. Предназначены для хождения по болоту, воде и т. п. Используются рыбаками, охотниками и др. Обычно прицепляются помочами к поясу.
  • Берцы военные ботинки .
  • Боксёрки — спортивная обувь для боксёров.
  • Босоножки — вид женской обуви для тёплых времён года, который не полностью закрывает ступню и голеностопный сустав и который носится на босую ногу.
  • Ботильоны — женская обувь , представляющая собой нечто среднее между полусапожками и туфлями с высоким, устойчивым каблуком и немного зауженным носком.
  • Ботинки — обувь закрывающая ногу по щиколотку, обычно на шнуровке, молнии или пуговицах.
  • Боты — теплая обувь сделана из резины или фетра, надеваемая поверх другой обуви в сырую или холодную погоду.
  • Ботфорты — высокие сапоги , имеющие голенища с широким раструбом.
  • Броги — перфорированные ботинки .
  • Бурки — род валенок.
  • Бутсы — специальная (обычно кожаная) обувь , предназначенная для игры в футбол. Главным отличием от обычной обуви является наличие шипов на подошве.
  • Валенки зимняя обувь сваленная из шерсти.
  • Варадзи — традиционные японские плетеные сандали.
  • Вибрамы — высокие ботинки , которые используют в альпинизме и горном туризме.
  • Военные ботинки — высокие армейские ботинки на шнурках.
  • Вьетнамки летняя обувь в виде подошвы с ремешком между первым и вторым пальцами.
  • Гриндерсы — высокие шнурованные ботинки военного типа, обувь большинства неформалов.
  • Дезерты — повседневные замшевые ботинки высотой до лодыжки с кожаной или резиновой подошвой и двумя-тремя парами отверстий для шнурка.
  • Дерби — это туфли с открытым стилем шнуровки, когда она стягивает две боковины ботинка сверху.
  • Деревянные башмаки
  • Ичиги сапоги народов Средней Азии и Кавказа.
  • Калиги — военная плетеная обувь древних римлян.
  • Калоши — непромокаемые (обычно резиновые) накладки на обувь .
  • Кеды — спортивная обувь .
  • Кеньги — сапоги из оленьих шкур.
  • Кирзовые сапоги
  • Кисы — сапоги северных народов.
  • Ковбойские сапоги
  • Котурны
  • криперы
  • Кроссовки
  • Лапти — обувь , сплетёная из лыка
  • Лодочки — открытые дамские туфли без ремешков и застежек.
  • Лоферы ботинки без шнуровки и застежек, похожие формой на мокасины, но на каблуке.
  • Массы — сапоги из кожи на мягкой подошве, утепленные натуральным мехом, на которые надеваются резиновые калоши. Обувь Средней Азии.
  • Мокасины — мягкая обувь с гибкой подошвой.
  • Монки — классические туфли с пряжкой без шнуровки.
  • Мери-Джейн — обувь с круглым носком и перепонкой.
  • Мюли — туфельки на низком каблуке, держащиеся на ногах за счет союзки, закрывающей пучковую часть стопы.
  • Оксфорды — плоские мужские полуботинки с относительно низким подъёмом, закрытой шнуровкой, невысоким каблуком и нерезиновой подошвой.
  • Олочи — обувь народов Севера.
  • Пантолеты — род легких шлёпанцев в виде подошвы, держащейся на пальцах ноги с помощью ремешков или ленты.
  • Пинетки — детские тапочки.
  • Пимы — меховые сапоги .
  • Полуботинки
  • Полуброги — туфли с перфорированным носком.
  • Полуделенки
  • Полусапоги
  • Пуанты — специальные балетные тапочки, в которых балерина танцует, опираясь на кончики пальцев ног.
  • Пулены — туфли с длинными заостренными носками, были популярны в Европе в XIV—XV веках.
  • Резиновые сапоги
  • Румынки — женская зимняя обувь 60-70 гг.
  • Сабо
  • Сандалеты
  • Сандалии — лёгкая обувь из подошвы (часто без каблуков), закрепляемой на ноге ремешками или верёвками.
  • Сапоги
  • Сланцы — разговорное название резиновых шлёпанцев.
  • Слипперы
  • Слипоны
  • Сникерсы высокая спортивная обувь на мягкой резиновой плоской подошве, с верхом из кожи или текстиля
  • Танкетки — женская обувь .
  • Тапочки
  • Топ-сайдеры — обувь , похожая на мокасины, чаще всего тяжелые и негибкие, спереди шнуруются через четыре дырки, по верхнему краю продет кожаный шнурок.
  • Туфли
  • Туфли-деленки
  • Угги — сапоги с овчиной шерстью и замшевой поверхностью.
  • Унты — сапоги для холодного климата.
  • Хай-топы — спортивная обувь , похожа на классические конверсы, так же бывают зимние хай-топы которые в середине утепленные.
  • Черевики
  • Чешки
  • Чувяки
  • Челси — кожаные полусапоги на низком каблуке с эластичной резинкой-вставкой по бокам. Первоначально задумывались как обувь для верховой езды в британской армии. Веком позже — в 60-х годах XX века — приобрели популярность у молодёжи. Считаются мужской обувью, хотя сейчас выпускаются аналогичные модели для женщин
  • Чирики (от тюркск. чарик ) - казачья национальная низкая обувь из мягкой кожи с твердой подошвой.
  • Шиповки
  • Шлёпанцы
  • Штиблеты
  • Эспадрильи — матерчатые тапочки на верёвочной подошве из натуральных материалов.
  • Яхтенные туфли

Дизайнеры обуви

  • Вивьен Вествуд
  • Джимми Чу
  • Кристиан Лубутен
  • Маноло Бланик
  • Сальваторе Феррагамо
  • Шарль Журдан
  • Валентино Гаравани
  • Бет Шэк
  • Пура Лопес

Переработка обуви

Во многих странах Европы на мусоросборных площадках спальных районов, помимо контейнеров для сбора металла, пластика, бумаги и стекла, появились контейнеры для сбора использованной одежды, обуви и тряпи.

Вся тряпь поступает в сортировочный центр. Здесь происходит отбор одежды, которая ещё может быть пригодна для использования, она впоследствии поступает в благотворительные ассоциации для малоимущих, церкви и красный крест. Непригодная одежда проходит тщательный отбор: отделяются все металлические и пластмассовые детали ( пуговицы , змейки, кнопки и пр.), затем разделяют по типу ткани ( хлопок , лён, полиэстер и т. д.). Например, джинсовая ткань поступает на заводы по производству бумаги, где ткань измельчается и отмачивается, после этого процесс производства идентичен целлюлозному. Метод производства бумаги из ткани сохранился неизменным уже многие столетия и был завезен в Европу Марко Поло, когда он в первый раз посетил Китай . В результате получается два типа бумаги: 1. «Артистический» для акварели или гравюры со своей текстурой, прочностью и долговечностью. 2. Бумага для производства банкнот.

Обувь подвергается похожему процессу сортировки: подошва отделяется от верха, компоненты сортируются по типу материала, после чего поступают на предприятия по переработки резины, пластмассы и т. д. В этом своего успеха достигла инновационная компания спортивной одежды NIKE, в магазинах которой в США можно получить скидку, оставив свои сношенные кроссовки .

Выражения, пословицы, поговорки, связанные с обувью

  • Под каблуком (башмаком, сапогом).
  • Два сапога пара, и оба на левую ногу.
  • Сапоги всмятку.
  • Сапожник без сапог .
  • Сесть в галошу.
  • Не лыком шит.
  • Липовые лапти.
  • Не будь лапотника, не было бы и бархатника (то есть дворянина).
  • Не лаптем щи хлебаем.
  • Лапотная деревня (в переносном смысле — некультурная, нищая).
  • Дело вести — не лапти плести.
  • Откинуть сандалии .
  • Лыко не вяжет.
  • Сапоги каши просят.
  • Все люди как люди, а мой муж как поршень (поршень — обувь шерстью наружу). Пословица из словаря В. И. Даля.
  • Батрак обувь делает и обувает. Пословица из словаря В. И. Даля.
Задать вопрос
Читайте также
Размер обуви цифровой или буквенно-цифровой код, определяющий некоторые линейные размеры обуви. Чаще всего определяет только длину подошвы, так как производители обуви нередко выпускают обувь , предназначенную только для средней ширины стопы человека из экономических соображений. Существует несколько систем обозначения размеров обуви. Размеры обуви Ноги одинаковой длины могут иметь разную ширину и форму слева квадратическая, справа египетская форма . Размеры
 
Собираясь в поход в горы, очень важно правильно выбрать подходящую обувь - удобную, с крепкой, нескользящей подошвой, желательно фиксирующей голеностоп, что защитит ноги от вывихов и растяжений. От этого зависит, будете вы любоваться горными пейзажами или все время думать о натертых, поврежденных ногах. Если для Крыма зачастую хватает нормальных кроссовок в паре с трекинговыми сандалиями, то для Карпат Кавказа ввиду частых дождей, мокрого снега и высокой влажности обувь
 
Обувь повседневная Обувь на каждый день, будь-то повседневные туфли или тапочки, предназначена для регулярной эксплуатации. Конечно, многие не прочь ежедневно щеголять в элегантных и стильных туфлях, но окружающие нас жизненные обстоятельства вынуждают присмотреться к повседневным вариантам, что абсолютно оправдано. Общественный транспорт, постоянная суета, длительные пешие расстояния, напряженный труд требуют ношения удобной и универсальной обуви. А что уж говорить о домашней или пляжной обуви, когда
 
Подошва нижняя часть обуви. Одни покупатели уверены, что чем толще подошва, тем теплее обувь , другие что подошва детской обуви должна быть жёсткой. Подошва одна из самых важных частей обуви, которая предохраняет ее от износа и во многом определяет срок ее службы. Именно подошва подвергается интенсивным механическим воздействиям, истиранию о землю и многократным деформациям. Поэтому материалы, применяемые для изготовления подошв, должны быть максимально устойчивы к воздействию
 
В процессе повседневной носки обувь подвергается вредным воздействиям внешней среды воды, грязи, перепадам температуры, пыли. А обуви, которую носят в России, приходится выдерживать ещё и мороз. Если не обеспечить необходимый уход и правильную эксплуатацию, даже самая качественная обувь быстро придет в непригодность. Обувь надо чистить хотя бы 2 раза в неделю. Уход за обувью включает следующие этапы Очистка Сушка Чистка Полировка Пропитка
 
Кожа натуральная выделанные шкурки домашних и диких животных, обработанные дубильными веществами. Их подвергают подготовительным операциям в результате получают голье , дублению хромовому, растительному, комбинированному хроморастительному, хроморастительносинтаному , жировому , отделке строганию, крашению, лакированию, пропитыванию полимерными составами, разглаживанию и прессованию, операциям, придающим коже мягкость, водо-, износостойкость, с естественной мереей рисунок на лицевой поверхности
 
К ним относят натуральная кожа , искусственные материалы резина пористая, монолитная непористая , кожеподобная, транспорентна, стиронип , каучук, войлок , фетр, пробка, пластмассы полиуретан ,термоэластопласт, поливинилхлорид идр. , комбинированные подошвы. Натуральные кожи обладают высокими гигиеническими и технологическими свойствами. Кожи для низа обуви изготавливают из шкур крупного рогатого скота яловки, бугая и бычка , конских хазов и свиных шкур. Кожи
 
- химические клеевой , литьевой, горячей вулканизации - ниточные рантовый , сандальный , доппельный, прошивной , выворотный , бортовой, ПАРКО - винтово-гвоздевые - деревянно-шпилечные - комбинированные клеепрошивной , рантово-клеевой , строчечно литьевой, доппельно клеевой . В обуви клеевого метода крепления подошву из различных материалов скрепляют с верхом с помощью клея. Такая обувь легкая,
 
Кожаная обувь по назначению делится на бытовую, производственную, спортивную. По функциональному назначению бытовая обувь бывает повседневная, выходная, домашняя. По способу производства машинного производства и ручного производства. По половозрастному назначению мужская , женская, мальчиковая, школьная для мальчиков, девичья, школьная для девочек, детская, малодетская, гусарики обувь для детей 1-2 года , пинетки обувь для детей до одного
 
Под креплением понимают прикрепление верха обуви к низу подошве . Мотод крепления не зависит от материалов, из которых изгоовлена обувь и отвечает за функциональность, долговечность и практичность обуви. На сегодняшний день технологии крепления низа обуви позволяют гарантировать производителю высокую износостойкость и защиту от влаги. Прикрепление низа обуви подошвы, каблука к ее верху завершает создание конструкции изделия и осуществляется многими способами методами . Методы
 
Производители выделяют несколько видов шнурков Easy Lace -100 силиконовые шнурки , nbsp которые не только просты в эксплуатации, но и невероятно удобны и комфортны. Стирать их можно прямо с обувью. Такие шнурки больше подходят для повседневной обуви. С их помощью можно подчеркнуть индивидуальный стиль, выбрав яркий цвет, а также поэкспериментировать со шнуровкой. За счет отличной эластичности таких шнурков обувь можно снимать и одевать, не развязывая их. nbsp Но вот для треккинга
 

Все товары, по тегам

Форма одежды
Орлово-Давыдовский пер., 3с3 Москва
8 (800) 100 48 36 info@forma-odezhda.com