Сегодня, заходя в зал Военной галереи Государственного Эрмитажа, невольно останавливаешься у монументального полотна П. Хесса "Сражение при Тарутине 6 октября 1812 года". На картине запечатлена атака казаков на французскую кавалерию. Мы видим прославленных лейб-казаков, бесстрашные сотни "донцов", лихую казачью артиллерию, несущуюся в бой . Блестяще нарисованы всадники, их форма, снаряжение и оружие. Но почему-то не покидает чувство приукрашенности происходящего. Действительно, большинство персонажей нарисованы в летней форме, несмотря на холодное время года. У Хесса в основном форма одежды парадная и образцов более позднего периода. К примеру, донские артиллеристы в 1812 году носили синие, а не зеленые куртки и чекмени. Известно, что парадную форму берегли, а для военных походов использовали домотканую одежду "казачьего покроя".
Придворного живописца понять просто. Большинство заказных батальных картин XIX века выполнены в "парадном" стиле. Естественно, и главные герои этих полотен рисовались во всем величии и красоте. Сама война изображалась как эффектное, колоритное зрелище. Этой позиции продолжают следовать некоторые современные художники, авторы статей и книг по истории казачества (при отборе рисунков). В результате тиражируется шаблонный, в какой-то степени однобокий образ казачества. Мы попытаемся проанализировать имеющиеся письменные, иконографические источники и фотодокументы и на их основе реконструировать характерные типы казаков на войне.
В период распада Золотой Орды в степь ("Дикое поле") уходили отряды опытных воинов-славян, оказавшихся не у дел. Здесь они обеспечивали свое существование охотой и рыбной ловлей, а также захватом военной добычи. По профессиональному интересу и по православной вере они объединялись с другими отрядами степняков и образовывали военные общины ("братства"). Жизнь в степи была крайне опасной и непредсказуемой, поэтому больше всего ценилось не одеяние, а оружие и конь. Главное требование к одежде — удобство и функциональность. Часто перед лицом врага воины оголяли торс, показывая, что не дорожат жизнью и будут биться насмерть. Эта боевая традиция известна со времен походов князя Святослава и сохраняется у казаков по сей день. Таких бойцов называли "оторвами", позднее — "характерниками". Они обладали способностями усиливать в сражении свой физический потенциал и тем самым становиться неуязвимыми. Из них вырастало будущее казачество.
|
Со временем образ казачества претерпевал изменения. Первые подробные описания казаков "на походе" середины XVI века оставил генерал А.А. Ригельман. Они настолько непривычны, что их старались и стараются не замечать, относят к разряду небылиц. Записанные Ригельманом в конце XVIII столетия донские предания сообщают, что, узнав о неудачных попытках Ивана Грозного взять Казань, казаки на своем Кругу решили оказать ему помощь. Собираясь на войну, "атаман послал часть казаков к устью реки Дон и велел настрелять птиц баб и привезти великое количество перьев их. Сими перьями убрал он поверх одежды, с головы и до ног, войско свое, и так пышно, что каждой человек представлялся превеличайшим страшилищем. Он вооружил их всех военною сбруею, как-то: копьями, ружьями, саблями, луками и стрелами и прочим, кто что имел и привел под Казань на помощь Ивану Грозному". Вид этих воинов, по преданию, сильно испугал царских воевод. Посланец царя, приблизившись к лагерю, смог только спросить: "Люди они или привидение?" В ответ громогласно раздалось, "что люди они, да и русские вольные, пришедшие с Донуцарю московскому помогать взять Казань и за Дом пресвятыя Богородицы все свои головы положит"[1].
При системном изучении приведенных сведений ничего необычного в них не обнаруживается. О воинах отборных передовых отрядов в степном пограничье, с избытком украшавших себя перьями, писали западные путешественники. Они изображены на немецких гравюрах XVI века и в альбоме-отчете 1567 года французского офицера Николя де Николаи, проехавшего до Стамбула в 1551-м. В Турции "крылатых" всадников называли "дели". По всей видимости, казаки, выступая на войну, использовали этот прием, с одной стороны, для маскировки (ввести противника в заблуждение), с другой — для устрашения. При атаке, особенно конной, конструкции из перьев издавали пугающий шум, в схватке не позволяли накинуть аркан. Облик "казаков-страшилищ" можно представить по современным историческим фильмам, где показаны крылатые польские гусары второй половины XVII века.
Следует также иметь в виду, что на Дону и его притоках в избытке селились дикие лебеди и гуси (серые и белые), а название реки Хопер, по Далю, толкуется как "притон диких гусей". Логично предположить, что соперники казаков, видя их в бою, называли их по-своему — белый гусь. Через сто лет "крылья" за спиной всадника стали признаком доблести, благородства и особого статуса. "Крылатые воины" служили в конном эскорте царя Алексея Михайловича.
|
Внешний вид казаков мало изменился и в XVIII веке. Остались в прошлом экзотические и устаревшие предметы, но одежду "старинного покроя" и традиционное оружие казаки отстояли. В период всеобщего переодевания в "немецкое платье" власти побоялись подчинить казаков новым порядкам и высочайшее пожаловали их "кафтаном и бородой". С этого времени кафтан стал отличием и основой казачьей одежды. Его вместе с бешметомносили и на службе, и в быту.
Старинный бешмет представлял собой распашную рубашку длиной до колен, с прямыми цельными полами, с небольшим стоячим воротником и узкими рукавами. Он застегивался на груди до талии на пуговицы или крючки. По вороту и борту мог обшиваться тесьмой или галуном. Кафтан известен как вид однобортной распашной одежды с "низким воротником, который не застегивался на шее, а открытый шел до половины груди, так что бешмет оставался открытым и видным; с половины груди у кафтана были застежки или крючки"[2]. Рукава верхнего кафтана делались разрезными спереди от плеча до локтей, так что могли быть надеты на руки или откинуты и завязаны за спиной.
Парадный кафтан имел пышные рукава, по воротнику, борту и на прорезях под мышками обшивался галуном широким или узким, смотря по званию: широким — у старшин и узким — у младших чинов. Галун на кафтанах нашивался и сзади по швам — от талии до мышц или плеч. Кафтан подпоясывался цветным кушаком с золотистыми кистями.
В середине 1770-х годов правительство сделало попытку регламентировать традиционную одежду и установить казачьим формированиям цвета парадной одежды. При этом бешметбыл назван полукафтаном, папаха — меховой шапкой. Одежду предполагалось шить из светло-синего, красного, малинового и коричневого сукна. На местах не последовали этому начинанию, некоторый отклик оно нашло только в среде казачьей старшины.
Основной тон в казачьей одежде задавали донцы. Побывавший на Дону в конце XVIII века иностранец И.Г. Георги отмечал преобладание синего цвета в верхней одежде казаков, при этом шаровары большей частью изготавливались из красного сукна. По его наблюдению, "шаровары у казаков походят на турецкие, только гораздо поуже, почти полушаровары. На голове носят шапки с круглыми, из овчинок, высокими околышами. По кафтану подпоясываются рядовые сабельным опоясьем или же поясом камлотовым и других материй, но старшины сверх опоясья сабельного имеют шелковые персидские или польские поясы, сабли носят на полукафтанье. Полусапоги черного сафьяну или простой кожи, но [у] старшины часто — красные или желтые"[3].
|
Как известно, казаки, отправляясь на войну, готовили "справу" сами и за свой счет. Они одевали не парадный, а домашний кафтан или халат , бешмет или длинную рубашку с пуговицами; часто полы их заправлялись в шаровары, которые заворачивались в полусапоги . Оружие было свое — "дедовское" или трофейное: в необходимый комплект входили сабли или шашки, ружья или карабины , всегда — пики и пистолеты. Обязательной и незаменимой вещью считалась высокая папаха , чуть расширенная книзу. Для войны папахи шились в основном из меха барана, реже — волка и медведя, так как эти меха смягчали удар сабли, благодаря своей специфике. Дополняли наряд разнообразные кушаки, выполнявшие и гигиенические функции (использовались как полотенце). В таком виде предстают казаки на зарисовках очевидцев — Г. Бонбри, Й. Вольца, X. Гейслера, К. Жернеля, Ф. Лежена, Л. Эльмера и других.
На полях сражений своим видом выделялись уральские казаки. Они предпочитали кафтану привычный им широкий халат . Он кроился с боковыми клиньями и шалевидным воротником, с широкими рукавами, позволявшими в холодную и ветреную погоду убирать вожжи вместе с кистями рук в рукав. Халат не имел застежек и запахивался на правую или на левую сторону, что зависело от желания казака. Шился из шерстяных, часто пестрого цвета, тканей; для летнего времени — из нанки и других легких материй. Были распространены халаты , сшитые из шкур мехом внутрь, а также изготовленные из конских шкур мехом наружу. Для подвязывания халата использовался длинный кушак.
Под халат надевали бешмет. У уральцев он кроился прямым спереди, с отрезной спинкой и пришивными клиньями сзади. По свидетельству старожилов XIX века, "часто он шился таким образом, что перед бешмета был шелковый, а спина и рукава из китайки или другой какой-либо недорогой материи"[4]. Шаровары были широкие, суконные или нанковые, шились удобными для верховой езды и заправлялись в мягкие азиатские сапоги . Иногда шаровары носились навыпуск.
|
Типы уральских казаков запечатлены иностранными художниками-современниками Т. Вебером, Ж. Пишоном, Р. Портером, К. Берне. На некоторых гравюрах бросается в глаза отсутствие у многих "уральцев" холодного оружия. Это соответствует утверждениям уральских старожилов, что первоначально сабли казаки не любили, считали их бесполезными и поэтому обзывали "темляками".
Предметом особой заботы и гордости уральского казака была борода, которую называли "отечеством" и считали знаком принадлежности к казачьему роду. Примечательно, что все попытки властей "обрить" уральцев не имели успеха.
В 1801 году было принято решение ввести единую казачью форму одежды, предварительно испытав ее на строевых казаках Донского казачьего войска. Власти пошли путем соединения кафтана и бешмета. В результате получился новый вид одежды — однобортный длинный чекмень. Попутно бешмет укоротили и переделали в куртку.
Первые форменные чекмени шились из темно-синего сукна, со стоячим воротником и застежкой на крючки. Воротники и пришивные обшлага по швам полагалось обшивать красным кантом. Куртка делалась короткой или удлиненной, но заправлялась в шаровары и пристегивалась к ним с внутренней стороны на пуговицы . Место соединения надежно скреплялось широким цветным кушаком. Прежние шаровары с мотней немного сузили и боковые швы закрыли широкими цветными лампасами, с этих пор ставшими официальным отличием степовых казаков. В качестве головного убора ввели меховой кивер — высокую шапку из черных смушек с висячим верхом из красного сукна. Новшеством также стали погоны у казаков, витые жгуты (затем — эполеты ), шарфы-пояса и шпоры у казачьих офицеров. Позднее эту форму одежды с некоторыми особенностями распространили на другие казачьи войска[5].
|
|
В ходе военных кампаний казаки усовершенствовали свой костюм . Большинство нижних чинов стали носить произвольные суконные фуражки , а на шапках — черные чехлы . Широкие и свободные шаровары приспособили для того, чтобы в них можно было заправлять всю куртку. Верх их настолько удлинили, что порой он доходил до середины груди, дополнительно утепляя ее после тугого стягивания кушаком. Такие шаровары защищали казака от ветра и переохлаждения. Для прочности их наиболее трущиеся части нередко обшивали кусками кожи. В холодное время года поверх одежды одевали бурки, полушубки, позднее — шинели. Бурка в походе считалась незаменимой. Она защищала от дождя, снега, холода, жары, ветра. На привале служила подстилкой и одеялом одновременно. Наброшенная на колья, играла роль заслона или палатки . Надетая на плечи, маскировала оружие и спасала его от сырости. Большой популярностью пользовался балахон — валенный из овечьей или верблюжьей шерсти плащ с капюшоном . По нему скатывалась вода, в сильные морозы он не лопался, как кожаные вещи.
Колоритные образы казаков мы видим на зарисовках с натуры, выполненных художниками К. Вагнером, X. Гейслером, И.А. Клейном, С. Кристофором и другими. Содержащаяся в их работах информация об одежде, вооружении и снаряжении, особенностях их ношения и применения позволяет скорректировать сложившиеся представления о казаках в период войн с Наполеоном.
Все свое имущество донец везет с собой. Оно уложено в походные сумы и приторочено с обоих боков лошади. Вещи укрыты синим суконным чепраком с красной обшивкой. Сверху закреплена кожаная подушка, на которой сидит всадник.
В таком виде казаки возвращались победителями домой. Овеянные славой чекмень и шаровары с лампасами прижились на Дону, их стали носить не только на службе, но и донашивать дома. Таким образом казак всегда был одет по форме и готов в любое время выступить в поход .
Казаки обладали способностями быстро приспосабливаться к условиям честности, где приходилось воевать. Это помогло им успешно выдержать испытания, выпавшие на их долю на Северном Кавказе.
Первоначально донские полки, оказавшись на Кавказской линии, показывали себя не с лучшей стороны. В условиях предгорий и лесных трущоб пики-дончихи в неумелых руках превращались в бесполезную и обременительную вещь. "Камыш идет!" — насмешливо кричали старые опытные бойцы, завидев сотню донцов с поднятыми вверх пиками. Положение изменилось, когда полками стал командовать родовой казак , блестящий офицерЯков Петрович Бакланов. Он обучил казаков владению пикой и шашкой, значительно улучшил содержание строевых коней. Форменные чекмени отправил на хранение в походные сундучки, а казаков заставил добывать в бою и носить одежду поверженного противника. Особо ценились кавказские шашки, кинжалы и легкие винтовки. Сам Бакланов виртуозно владел всеми видами оружия, мог ударом шашки развалить всадника от шеи до седла. Он одевал летом красный бешмет и трофейное оружие, зимой "наряжался в бурку, или овчинный тулуп и мохнатую шапку..."[6].
Донские казаки, вернувшиеся с Кавказской войны, дополнили домашний гардероб черкеской, кавказским бешметом и наборным ремешком, которые долго сохраняли популярность.
|
Особым явлением на Кавказе стали казаки, поселенные на линии. В течение длительного времени регулярно высылаемые сюда с юга России, они постепенно врастали в "кавказский мир", примеряли на себя местную одежду, овладевали оружием, усваивали живость и удаль своего противника. Находясь во враждебном окружении, линеец служил на пределе физических возможностей, всегда был вооружен и готов к бою. По мнению историка Ф.А. Щербины, "основные приемы партизанской войны, одежду, кавалерийскую выправку, даже характер вооружения — все это линеец перенял у горца. Одним словом, линеец был тот же черкес, но только русской национальности"[7].
Приспосабливаться к умелому противнику пришлось и потомкам запорожских казаков — черноморцам. Они сменили форменные мундиры на трофейные черкески, одели кавказские папахи, поменяли обувь . В целях безопасности сняли с одежды погоны и отпустили бороды по местному фасону. Представление о военных буднях казаков дают акварели и зарисовки с натуры художников Г.Г. Гагарина, Ф.Ф. Горшельта, В.Ф. Тимма и других.
|
На заднем плане виден стреляющий с коня казак-линеец в изношенной черкеске. У него за спиной пистолет в кобуре. На папаху наброшен широкий длинный башлык. На ногах — чувяки (сапожки из мягкой кожи без каблуков).
С разделением казачьих войск на кавказские и степовые отличительной особенностью первых на долгие годы стала форменная одежда , в основу которой была положена легендарная черкеска.
Эта практичная и приспособленная для войны одежда нашла применение даже за Уралом, вОренбургском казачьем войске. После зимней Хивинской экспедиции генерала Перовского (1839-1840), сопровождавшейся огромными потерями из-за некачественного регламентированного обмундирования, оренбургские казаки озаботились своей экипировкой для дальних походов в восточную степь. С началом военных действий в Средней Азиивойсковое начальство негласно разрешило оренбуржцам, участвовавшим в восточных военных экспедициях, носить одежду, более подходящую для климата с резким перепадом температур. Об этом было принято не распространяться, и только в 1930-х годах казаки, эмигрировавшие в Китай , опубликовали эту информацию. Один комплект одежды у казаков составляли: фуражка с козырьком в белом чехле (с 1869 года с назатыльником), длинная светло-синяя рубаха со стоячим воротником и съемными светло-синими погонами, полотняная черкеска без напатронников, шаровары темно-зеленого сукна без лампасов (позднее, кожаные красные штаны (чембары), сапоги с длинными голенищами. Офицерская форма отличалась от формы нижних чинов съемными погонами соответственно чину и напатронниками на белых черкесках, в которые вставлялись по десять газырей с каждой стороны. В холодное и зимнее время разрешалось носить все, что позволяло чувствовать себя комфортно.
|
Казаки, служившие в жарких районах, всегда брали с собой комплект облегченной одежды. Она никем не регламентировалась и отличалась разнообразием: холщовые рубахи и шаровары, шелковые бешметы, полотняные укороченные чекмени, кожаные штаны. Изучив опыт ношения такой одежды, правительство в 1862 году ввело в регулярных частях гимнастические рубахи, которые затем составили основу летней формы одежды частейТуркестанского военного округа. В 1867-м было официально разрешено казакам носить летом в местности с жарким климатом облегченную одежду. Этим сразу воспользовались вАстраханском казачьем войске, посылавшем наряды в район Аму-Дарьи.
|
Свою летнюю одежду разработали и сибирские казаки. Они взяли за основу установленную в 1869 году для частей Туркестанского военного округа белую гимнастерку, но доработали ее по своему вкусу. Получилась удобная и оригинальная одежда , которая сегодня известна как "ермаковка". В коллекции автора имеются фотографии, на которых позируют казаки в рубахах-ермаковках.
|
|
Приверженность традиционной одежде постоянно демонстрировали уральцы. Известно, что регламентированная форма одежды была введена в Уральском войске значительно позже, чем в других казачьих войсках. В середине 1880-х годов наказной атаман Уральского казачьего войска генерал Н.Н. Шипов, оценив качество повседневной одежды уральцев (халата), предлагал ввести его в "состав форменной одежды, имея в виду то, что халат может заменить казаку китель , как вещь красивая, легкая, не маркая и постройка ее делается домашними средствами"[8].
В 1889 году эта инициатива была одобрена властями, и уральским казакам был установлен новый мундир, созданный на основе почитаемого ими халата. Мундир был длинным, на 14 сантиметров ниже колен, со стоячим воротником с выпушкой, с тремя карманами (один накладной на груди и два прорезных с боков), подкладкой произвольного цвета, шился он из синего сукна с таким расчетом, чтобы можно было надеть под него теплую одежду или полушубок, для чего существовал второй ряд крючков. Новый мундир стали называть татаркой. К нему полагались красные кожаные шаровары (чембары), которые носили все чины независимо от места нахождения полков и времени года. Одновременно уральским казакам разрешили носить папахи из местной длинношерстной овчины с суконным колпаком малинового цвета.
|
|
Такую же форму, но темно-зеленого цвета с желтым (прикладным) сукном и без чембар получили нижние чины Забайкальского, Амурского и Уссурийского казачьих войск. В 1891 году татарки были установлены и для офицеров, но с небольшими изменениями, которые касались также уральцев: у генералов воротник прямой, со скошенными концами застегивался на крючки спереди, у остальных офицеров концы воротника были закругленными, у штаб- и обер-офицеров нашивались петлицы : одна серебряная на воротнике и две галунные на обшлагах. Новым в казачьей форме стали чекмени-татарки, отличавшиеся от мундиров отсутствием галунов и петлиц и закругленными воротниками на генеральских чекменях. Эта удобная и практичная одежда , которая пришлась по душе казакам, вскоре была положена в основу нового казачьего обмундирования всех степовых казачьих войск и просуществовала до 1909 года.
В Забайкалье и на Дальнем Востоке, где суровый климат, для зимних походов использовался дополнительный комплект одежды. Казак надевал на теплое нижнее белье форменный мундир и утепленные шаровары с лампасами. Поверх мундира — ватную куртку и овчинный короткий полушубок с погонами и форменными пуговицами. Ноги защищали волчьи чулки, на которые натягивались козьи унты . На руки надевались пуховые перчатки , а поверх них большие меховые рукавицы мехом внутрь. Голову утепляли вязаной шерстяной шапочкой, прикрывавшей шею, и сверху — традиционной папахой с длинным мехом. Поверх всего набрасывался башлык, обмотанный вокруг шеи. В седельной подушке возили смену белья, погоны , кушак, теплые чулки и форменные сапоги[9].
|
В начале XX века после неудач в Русско-японской войне власти пошли по пути унификации всей походной одежды. В результате казаки в защитных фуражках, гимнастерках, мундирах и однообразных шинелях мало чем отличались от солдат регулярных частей. Это сходство еще больше усилилось после 1915 года, когда разрешили заготовлять и поставлять в казачьи части пехотные рубахи и штаны, серые папахи. Но когда на фронте выдавались минуты затишья или части выводились в ближний тыл, казаки доставали из сундучков и одевали цветные фуражки и погоны , незаношенные шаровары с лампасами, "родные" гимнастерки и мундиры (к примеру, ермаковки), пошитые с местными особенностями и согласно традициям. Эта походная, а по сути глубоко народная одежда напоминала о доме, выделяла казака среди других воинов и красноречиво свидетельствовала о принадлежности к древнему "казачьему роду".
Библиография
1. Ригельман А. История или повествование о донских казаках околь и когда они начало свое имеют, и в какое время и из каких людей на Дону поселились, какие их были дела и чем прославились и прочее . М. 1846. С. 4-5.
2. Описание старинной одежды яицких казаков // Войсковые ведомости. 1867. № 2-5.
3. Донской народный костюм . Ростов-на-Дону. 1986. С. 34.
4. См.: Казачество великое, бесстрашное. СПб. 2008. С. 164-175.
5. Краснов П. Н. Картины былого Тихого Дона. Волгоград. 1994. С. 132.
6. Записки М. Я. Ольшевского. Кавказ с 1841 по 1866 г. // Русская старина. № 1.1894. С. 141.
7. Фелицын Е.Д., Щербина Ф.А. Кубанское казачье войско . 1696-1888 г. Краснодар. 1996. С. 194.
8. Заметки о народном быте и одежде уральских казаков. Б. м. 1896. С. 15.
9. См.: Пешков Д. Путевые заметки (дневник) от Благовещенска до Петербурга изо дня в день с 7 ноября 1889 г. по 19 мая 1890 г. во время переезда верхом на Сером. СПб.1890.
10. Полторацкий В.А. Воспоминания // Исторический вестник. 1893. № 3. С. 754.
11. Водопьянов В. История 6-го Оренбургского казачьего полка. М. 1996. С. 121.
12. Бородин Н. А. Идеалы и действительность. Сорок лет жизни и работы рядового русского интеллигента (1879-1919). Берлин; Париж.1930. С. 125-126.
Олег Агафонов, кандидат исторических наук
Рисунки-реконструкции автора
Журнал "Родина", №1 2011 г.