В истории отечественной военной формы период с 1756 по 1796 год занимает особое место. Упорная и энергичная борьба между передовыми и реакционными тенденциями в национальном военном искусстве косвенно наложила свой отпечаток на развитие и совершенствование обмундирования и снаряжения российских войск.
Уровень развития русской экономики составил серьезную базу для превращения русской армии в современную для той эпохи военную силу. Успехи в металлургии содействовали расширению производства холодного и огнестрельного оружия. Возросла численность легкой кавалерии. Стало больше артиллерии, инженерных и егерских команд, состоявших из метких стрелков, снабженных "винтовальными" ружьями. Введение военной формы, удобной в боевых и походных условиях, проходило непросто.
В ходе Семилетней войны (1756-1763) и длительное время после ее окончания мундиры офицеров и солдат русской армии в основном мало отличались от обмундирования прусских войск. Различие состояло главным образом в расцветке одежды. С появлением в русской армии гусаров для них было установлено отличное от других полков обмундирование, заимствованное у австрийских имперских войск. Изменения в покрое одежды и перемена отдельных ее деталей до конца 70-х годов XVIII столетия в целом не меняли внешнего облика воинов. Однако в ходе военных реформ 80-х годов, учитывавших опыт русско-турецкой войны 1768-1774 годов, в армии появилась более удобная, чем раньше, военная форма . Инициатором ее введения стал поддерживаемый передовыми военными деятелями страны президент государственной военной коллегии генерал-фельдмаршал Г. А. Потемкин. Добиваясь введения в русских войсках более простой и удобной одежды, он убедительно доказывал, что в результате этих перемен "солдат будет здоровее и, лишась щегольских оков, поворотливее и храбрее". Объясняя, почему в нашей стране появилось неудобное обмундирование, Потемкин писал: "В Россию, когда вводилось регулярство, вошли офицеры иностранные с педантством тогдашнего времени, а наши, не зная прямой цены вещам военного снаряда, почли все священным и как будто таинственным. Им казалось, что регулярство состоит в косах, шляпах, клапанах, обшлагах, в ружейных приемах и протчем. Занимая себя таковою дрянью, и до сего времени не знают хорошо самых важных вещей и оборотов, а что касается до исправности ружья, тут полирование и лощение предпочтено доброте, а стрелять почти не умеют. Словом, одежда войск наших и амуниция такова, что придумать почти нельзя лучше к угнетению солдатов... Красота одежды военной состоит в равенстве и соответствии вещей с их употреблением. Платье, чтобы было солдату одеждою, а не в тягость; всякое щегольство должно уничтожить, ибо оно есть плод роскоши, требует много времени, иждивения и слуг; чего у солдата быть не может... Завивать, пудриться, плесть косы - солдатское ли это дело; у них камердинеров нет. На что ж пукли? (букли). Всяк должен согласиться, что полезнее голову мыть и чесать, нежели отягощать пудрою, салом, мукою, шпильками, косами. Туалет солдата должен быть таков: что встал - то готов..." Далее Потемкин отмечал: "Когда эскадрону или целому полку назначается строй, то до двенадцати часов употребить им непременно должно для убирания себе взаимно кос и препроводить целую ночь в сем безпокойстве без сна; отчего неминуемо должно последовать неизбежное упущение в других нужных исправлениях, тем, что, препроводивши таким образом ночь в изнурении, не имеют они силы исправить других своих дел, как, например, вычистить и накормить своих лошадей; или если в сём упущения не сделают, то, не будучи подкреплены сном, бывают слабы, нерасторопны и мало способны к таким действиям, где потребны бодрость, живость и сила".
Преимущества нового обмундирования, введенного в 1780-х годах, русские солдаты могли оценить тотчас после его появления в войсках. На смену узкому, сковывавшему движения кафтану, пришла удобная, свободная в плечах куртка из толстого, прочного сукна. Ее короткие полы спереди были подогнуты кверху и пристегивались пуговицами. Сзади, в низу куртки , был разрез. Теперь ничто не стесняло солдата на марше или при быстром беге. Цвет куртки , отворотов, лацканов на груди, так же как и лампасов на штанах, зависел от рода войск. Медные пуговицы , начищенные до блеска, украшали лацканы, обшлага и воротник куртки . На левом плече у воротника также пришивалась пуговица. К ней пристегивался погон либо эполет. Основным назначением эполета было удержать от сползания с плеча перевязи 'патронной сумы. Куртка глухо застегивалась на крючки и петли, пришитые к бортам лацканов. Зимою полы куртки отстегивались и опускались вниз. В холодное время солдаты надевали под куртку короткий камзольчик без рукавов. Удобными и просторными были суконные штаны (шаровары). На обе штанины внизу для прочности нашивались кожаные краги .
На смену черным солдатским треуголкам из валяной шерсти пришли более удобные головные уборы - каски . "Каска, - писал Г. А. Потемкин,- сверх выгоды и способности в употреблении своем имеет перед шляпой ту предпочтительность, что вид дает пригожий солдату и есть наряд военный характеристический". Каски делались из кожи, а также были поярковыми и фетровыми. Они состояли из круглой тульи и козырька. По верху каски шел поперечный гребень (плюмаж) из шерсти, волоса или перьев. Сзади, в нижней части каски , крепились две суконные лопасти, которые летом служили украшением, а зимою, в мороз, скрещивались спереди на шее, прикрывая при этом уши.
Солдатская прическа стала гигиеничной и простой, так как отныне волосы следовало стричь коротко, по народному выражению, "в скобку> . Новая летняя форма также не была обременительна для солдат, так как "строилась" из полотна.
В 1788 году во всех пехотных полках армии, которой на юге России командовал Г. А. Потемкин, штаб- и обер-офицерам было приказано носить куртки и каски по образцу солдатских. Однако каски были без лопастей с золотым галуном у козырька и большой бляхой, на которой красовался вензель Екатерины П. В остальных частях российских войск мундиры генералитета, штаб- и обер-офицеров остались без изменений. Свою прежнюю форму сохранили гвардия и гусарские полки.
Удобная и практичная "потемкинская" форма сохранялась недолго - всего десять-двенадцать лет. Она была полностью отменена Павлом I - фанатичным поклонником Фридриха II, инициатором и организатором "опруссачивания" российских войск.
В данную подборку наряду с редкими рисунками русской военной формы 1756-1762 годов включены малоизвестные изображения солдат и офицеров в "потемкинской" военной форме. Значительная их часть была исполнена молодым талантливым рисовальщиком и гравером Х.-Г. Гейслером (1770-1844) в последней четверти XVIII века. Эти работы позволяют сегодня представить, как выглядели славные защитники Отечества Российского - герои Кинбурна, Очакова, Фокшан, Рымника и Измаила. С документальной достоверностью переданы как военная форма , так и типажи изображенных здесь людей. К сожалению, эти работы лишь в известной мере могут заменить нам не созданные в свое время именные портреты рядовых участников русско-турецкой войны 1787-1791 годов, прославивших себя отвагой, мужеством и самоотверженностью.
Г. Меерович
|
1. Неизвестный художник XIX века Д. В. Суворов в чине генерал-поручика
Копня портрета, исполненного в Астрахани в 1780 году
Холст, масло
Государственный военно-исторический музей А. В. Суворова.
Ленинград
Великий русский полководец принимал самое деятельное участие в проведении реформ, которые должны были повысить боеспособность русской армии. Благодаря его энергии и инициативе введение в подчиненных ему войсках в 1780-х годах нового удобного для солдат обмундирования было проведено быстро и четко. Суворовбыл убежден, что строгое соблюдение военной формы и надлежащее ее содержание дисциплинирует солдат. Еще за два десятилетия до потемкинских реформ в армии, будучи полковником, он требовал от подчиненных: "содержать себя во всегдашней исправности, наблюдать свою должность в тонкость, жертвовать мнимым леностным успокоением истинному успокоению духа, состоящему в трудолюбивой охоте к военной службе, и заслужить тем себе бессмертную славу". Придавая большое значение соблюдению уставных требований в содержании мундира, полковник Суворов приказывал солдатам вверенного ему Суздальского пехотного полка: "Кафтан и камзол всегда вычинены и вычищены, також и штаны, и когда где надобно положить заплатку, то чтоб совершенно была того ж цвету. Пуговицы на них все нашиты и вычищены с блеском".
|
|
2. Неизвестный художник конца XVIII века Портрет генерал-фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского
(1725-1796). Холст, масло
Государственный военно-исторический музей А, В. Суворова.
Ленинград
П. А. Румянцев - выдающийся полководец и государственный деятель. Командуя 1-й армией во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов, он нанес сокрушительное поражение турецким войскам под Рябой Могилой,при Ларге и Кагуле. За успешные боевые действия за Дунаем и заключение в 1774 году Кучук-Кайнарджийского мирного договора с Турцией получил титул графа Задунайского.
В 1770 году он написал "Обряд службы" - руководство по боевой подготовке войск. В условиях нараставшей угрозы развязывания Турцией новой войны .против России Румянцев разработал проект военных реформ - "Мысль" и изложил его в докладе правительству. Говоря в нем о необходимости совершенствования обмундирования, полководец подчеркивал: "...при определении оного [мундира] наблюдать, чтобы он [был] из живых или светлых тонов стройно сшит, в ношении выгоден и прочен был". П. А. Румянцев считал, что для кирасиров кирасы при ежедневном ношении крайне обременительны и "могут в облегчение людей весьма отставлены быть". Ряд идей этого полководца о дальнейшем совершенствовании обмундирования армии был реализован в ходе военных реформ 1783-1786 годов.
На портрете Румянцев изображен в фельдмаршальском мундире, украшенном золотым шитьем по воротнику, бортам и рукавам. Поверх кафтана надеты ленты орденов св. Андрея Первозванного и св. Георгия I класса. На груди фельдмаршала - шитые звезды этих наград.
|
|
3. Неизвестный художник XVIII века. Гренадер пехотного полка 1756-1761 годов
Бумага, акварель
Государственный Русский музей. Ленинград
В результате активного заимствования у прусской армии образцов покроя военной формы обмундирование российских войск к началу второй половины XVIII века стало значительно менее удобным и практичным, чем при Петре I. Более узкими стали мундиры армейской пехоты. Досаждала солдатам отнимавшая у них много времени и сил прическа с завитыми буклями, посыпанными пудрой, и заплетенной сзади косицей, к тому же она была мало гигиенична, так как рядовым часто приходилось заменять отсутствующую пудру мукою, а вместо так называемой вакс-помады употреблять свечное сало. С появлением проволочных каркасов потяжелели шапки-гренадерки. Налобники из пластин светлой меди увеличились в своих размерах. В верхней части каждого налобника помещалось изображение государственного герба - двуглавого орла, а в его центре - императорского вензеля. Прежней осталась расцветка армейского пехотного мундира. Кафтан остался зеленым, а его подбой, воротник, широкие обшлага, камзол и штаны - красными. Туго стянутые под коленами и мешавшие нормальному кровообращению штиблеты (род гамаш) изготовлялись из плотного темного сукна. Они застегивались сбоку на пуговицы . Каждый гренадер имел на вооружении ружье с медным прибором, трехгранным штыком в 10 вершков (44,5 см) и погонным кожаным ремнем. Гранатная сума всегда располагалась справа, а патронная сумка -лядунка с надраенной до блеска медной пластиной на крышке - спереди, на поясе.
|
|
4. Неизвестный художник XIX века. Обер-офицер и рядовой 1756-1762 годов
Раскрашенная литография Государственный Русский музей. Ленинград
Обер-офицеры гренадерских рот отличались в обмундировании от мушкетерских офицеров тем, что подобно рядовым гренадерам они вместо шляп носили гренадерские шапки , а на крышках подсумков имели золоченые медные бляхи, на которых, помимо полкового герба, были изображены две гренады с пламенем.
Гренадерка офицера, так же как и гренадерская шапка рядового, изготовлялась из толстой, твердой кожи, окрашенной в черный цвет, и по своему покрою полностью соответствовала солдатской гренадерке. Позднее их стали делать из сукна, натянутого на каркас. Однако гренадерка офицера имела вызолоченный медный прибор. На лобной бляхе ее в отличие от выдавленного двуглавого орла черного цвета красовался накладной, выполненный из эмали. Ниже него вместо полкового герба, бывшего на солдатской гренадерке, в овале на красном поле изображался золоченый вензель Елизаветы Петровны, а еще ниже - в военной арматуре - Георгий Победоносец на коне. На задней бляхе офицерской гренадерки также имелся вензель императрицы. Плоская гренадерская сума офицера изготовлялась из кожи черного цвета. На верхней крышке располагалась вызолоченная бляха с изображением государственного герба. Гренадерскому обер-офицеру, так же как и рядовому, полагалось иметь ружье со штыком.
В связи с совершенствованием ручного огнестрельного оружия и повышением его действенности в бою ручные фитильные бомбы - Гренады постепенно утрачивали свое значение. В русской армии они были официально сняты с вооружения с 1763 года.
|
|
5. Неизвестный художник XVIII века. Офицер кирасирского полка 1758 года
Бумага, акварель
Государственный Русский музей. Ленинград
Кирасиры как род тяжелой кавалерии появились в России в 1731 году. Их наименование связано с названием защитных доспехов - кирас. Тяжелые железные кирасы были окрашены в черный цвет и имели по краям отделку из светлой меди. Офицерский и рядовой состав кирасирских полков выделялся высоким ростом и крепким телосложением. Атака кирасиров на могучих конях всегда производила устрашающее впечатление на неприятельскую пехоту и кавалерию, обращая их в паническое бегство. Особо декоративным было парадное обмундирование кирасиров. Оно состояло из колетов - однобортных мундиров из светлой замши лосиного цвета (или плотного почти белого сукна), штанов из лосиной кожи - лосин и высоких тупоносых смазных черных сапог с раструбами. Перчатки из лосиной кожи имели большие и широкие манжеты (клапаны). Шляпа была черной поярковой (из валяной шерсти), без галуна, с обшивкою из золотого шнурка и бантом из белых шелковых лент. Отложной узкий воротник колета, его широкие обшлага, подбой, а также подколетник (вид камзола) изготовлялись из красного сукна. По краям воротника колета, обшлагам его рукавов, по борту и отогнутым полам нашивался узкий золотой галун. Для офицеров кирасирских полков и рядовых кирасиров уставом предписывались ношение усов, которые фабрились (чернились), и прическа с буклями над ушами и косою сзади.
Холодным оружием рядовым служили длинные палаши в ножнах, а офицерам - шпаги с темляком из черных и золотых нитей и пистолеты в чехлах, прикрепленные к седлам.
|
|
6. Неизвестный художник XVIII века Рядовой Грузинского гусарского полка 1758 года
Бумага, акварель
Государственный Русский музей. Ленинград
В 1751-1760-х годах в русской легкой кавалерии из сербов, венгров, а также молдаван и грузин начинают формироваться гусарские полки.
Они предназначались для несения пограничной и аванпостной службы, однако впоследствии в ходе военных действий их боевое применение значительно расширилось.
Обмундирование в гусарских полках сохраняло традиции венгерского национального костюма. Мундиры гусаров выделялись своей декоративностью и импозантностью. Дуламы или доломаны (гусарские куртки ) и чакширы или чакчиры (рейтузы) украшал шнур. В холодную погоду поверх доломана надевалась куртка , отороченная мехом,- ментия или ментик. В теплое время года ментик носили внакидку на левом плече, поддерживающий его двойной шнур - ментишкет крепился к правому плечу доломана. Гусарский мундир украшали также узкий галун одного цвета со шнурами и частые ряды медных или оловянных пуговиц. Сапоги из цветной кожи с короткими голенищами завершали костюм .
Зимою гусары носили смушковые шапки типа папахи со свешивавшимся шлыком (верхом) из яркого сукна. В остальное время года - высокий колпак из валяной шерсти, украшенный позументом и витым цветным шнуром, спускавшимся сбоку вниз. Позднее на смену гусарскому колпаку пришел кивер. Ташка - плоская кожаная сумка с расшитым суконным верхом висела на трех длинных ремнях, с левой стороны.
Гусары отращивали волосы на висках и завивали их в кудри. Усы носили длинные, висячие. Вооружены были саблей, двумя пистолетами и карабином.
|
|
7. Неизвестный художник XIX века. Рядовой и обер-офицер армейской пехоты 1786-1796 годов
Раскрашенная литография Государственный Русский музей. Ленинград
Характер изменений в обмундировании пехоты выявляется особенно четко при сопоставлении перемены в одежде рядовых и обер-офицеров. Короткий солдатский кафтан, именовавшийся курткой, был похож на прежний лишь в своей верхней части - от шеи до пояса. По-прежнему он изготовлялся из темно-зеленого сукна. Воротник, лацканы и обшлага - красного сукна. Широкие красные шаровары по боковым швам были обшиты желтой суконной выкладкой с вырезанными круглыми "городками".
Поярковая каска с круглой тульей спереди имела большой козырь, а сзади две лопасти из черного сукна. Узкая с концов налобная бляха расширялась в средней части. Черный подбородочный ремень удерживал каску на голове во время бега. Высота плюмажа из желтой шерсти, украшавшего верх каски , составляла полтора вершка (6,7 см).
В отличие от солдатского мундир офицера пехотного полка изменился очень мало. Увеличилась в размере шляпа, но стала более плоской и лишилась галуна. Уменьшились размеры косы. Полы мундира, как у солдатского, были завернуты кверху. Более плоским стал нагрудный офицерский знак. На нем вместо полкового герба стали изображать государственный герб. Непременной принадлежностью снаряжения обер-офицера остался весьма выразительный предмет - офицерская трость, которая у некоторых командиров довольно часто пускалась "в дело".
|
|
8. Х.-Г. Гейслер (1770-1844) Бригадир пехотный 1780- начала 1790-х годов
Раскрашенная гравюра
Государственный военно-исторический музей А. В. Суворова. Ленинград
Длительное время в русской армии XVIII столетия между воинскими званиями полковника и генерал-майорасуществовал промежуточный чин бригадира.
Как и все мундиры пехотных офицеров, суконный кафтан бригадира имел зеленый цвет, красные воротник и отвороты. Украшением кафтана служил золотой галун. Он был нашит по бортам офицерского мундира, окаймлял воротник, обшлага и клапаны карманов. Такой же позумент украшал и красный камзол. Белые штаны были заправлены в высокие черные сапоги с медными золочеными шпорами. Волосы сзади заплетались в косу, перевитую черной шелковой лентой. Из двух черных треугольных шляп парадная была полупуховой, а повседневная - поярковой. Офицерский поясной шарф изготовлялся из черных и золотистых шелковых нитей. Общая длина шпаги составляла один аршин и два вершка (80,02 см). Рукоять и металлические накладки на ножнах - вызолочены. Темляк шпаги - из желтого и черного шелка.
В реляциях А. В. Суворова отмечается доблесть, мужество и распорядительность ряда бригадиров, сражавшихся под его началом и умело руководивших сводными отрядами, состоявшими из нескольких полков. В числе геройски погибших во время штурма Измаила военачальников был бригадир И. С. Рибопьер, сражавшийся в шестой штурмовой колонне генерал-майора М. И. Кутузова.
|
|
9. Х.-Г. Гейслер (1770-1844) Гренадер пехотного полка 1780- начала 1790-х годов
Раскрашенная гравюра
Государственный военно-исторический музей А. В. Суворова. Ленинград
Гренадеры - ударная сила пехоты. Первоначально так именовались солдаты, которые, сражаясь впереди боевых порядков, забрасывали фитильными гранатами (гренадами) атакующую вражескую конницу либо возглавляли натиск своей пехоты на неприятельские укрепления. Когда гренады стали выходить из употребления, гренадеры начали привлекаться для штыковых атак, наносивших врагу максимальный физический и психологический урон. В гренадерские роты отбирались самые рослые, смелые и подготовленные к бою солдаты. Суворов, воспитывая у российских гренадеров чувство уверенности в бою, подчеркивал, что перед их храбростью никакая сила в свете устоять не может. Обмундирование и снаряжение гренадеров в 80-е - первую половину 90-х годов XVIII века было хорошо приспособлено к ведению боевых действий. Их вооружение состояло из ружья со штыком и тесака, носимого на поясе. Зеленый с красными отворотами мундир (кафтан), красные штаны с желтыми лампасами, каска с желтым высоким плюмажем придавали воину привлекательный вид.
Данная гравюра не полностью раскрашена. Белыми остались плюмаж, лампасы, а также изображения солдат в палаточном лагере.
|
|
10. Х.-Г. Гейслер (1770-1844) Карабинер 1780- начала 1790-х годов
Раскрашенная гравюра
Государственный военно-исторический музей А. В. Суворова. Ленинград
Для повышения эффективности в бою русской кавалерии конно-гренадерские роты драгунских полков соединялись в отдельные полки. После отказа от фитильных гранат конно-гренадеры начали называться карабинерами, а конно-гренадерские полки получили наименование карабинерных.
По покрою мундиров и их расцветке, а также по снаряжению и вооружению эти полки напоминали драгунские. Однако, когда драгун переодели в зеленые мундиры, кафтаны карабинеров остались синими с красными лацканами. Во время потемкинской реформы 1780-х годов обмундирование рядовых карабинеров, так же как у армейской пехоты, стало более простым и удобным. Боевые качества русских карабинеров продолжали расти, и часто одно лишь появление русских конников в синих мундирах порождало смятение в неприятельских рядах. Решительный натиск на врага карабинерных полков неоднократно помогал суворовской пехоте одерживать победу над превосходящими силами противника.
|
|
11. Х.-Г. Гейслер (1770-1844) Кирасир 1780- начала 1790-х годов
Раскрашенная гравюра
Государственный военно-исторический музей А. В. Суворова. Ленинград
Во второй половине XVIII века число кирасирских полков в русской армии то увеличивалось, то вновь сокращалось. В руководстве русской армии неоднократно менялись взгляды на роль кавалерии в бою и принимались различные решения о ее реорганизации. После завершения Русско-турецкой войны 1768-1774 годов П. А. Румянцев, а следом за ним Г. А. Потемкин предприняли ряд важных шагов по облегчению вооружения и снаряжения кирасиров. Это сказалось положительно на повышении боеспособности кирасирских полков и облегчило повседневную службу рядовых.
В 1777 году П. А. Румянцев в докладе правительству отмечал, что кирасы "за мгновенное спасение целый век тянут" и что они "могут в облегчение людей весьма отставлены быть". В итоге кирасиры избавились от необходимости ежедневно носить очень тяжелые металлические доспехи. Полная и окончательная отмена кирас последовала в 1801 году. Это привело к снижению защищенности кавалеристов в бою.
В итоге военных реформ 80-х годов XVIII века покрой мундиров рядовых кирасиров, а также их прически стали такими же, как в других частях русской армии. В это время колеты (форменные куртки ) кирасиров имели палевый (соломенный, т. е. бледно-желтый) цвет.
Вооружение рядовых кирасиров, как и раньше, состояло из длинного палаша в ножнах, пары пистолетов и карабина.
|
|
12. Х.-Г. Гейслер (1770-1844) Минер и пионер 1780-начала 1790-х годов
Раскрашенная гравюра
Государственный военно-исторический музей А. В. Суворова. Ленинград
Инженерные войска русской армии и их составные части - минеры и пионеры - во второй половине XVIII века получили свое дальнейшее развитие и активно использовались при подготовке и в ходе самих сражений. В приказах А. В. Суворова и других военачальников им ставились конкретные задачи по обеспечению успешного наступления армии или сооружению защитных укреплений ее позиций.
Покрой обмундирования минеров и пионеров полностью соответствовал одежде армейской пехоты. Своей расцветкой мундиры солдат инженерных войск повторяли обмундирование артиллеристов. Кафтан, камзол и штаны - красного цвета. Лацканы, воротники и манжеты на куртках - черного цвета. Так же, как у солдат пехоты, штаны имели лампасы. Пояс на мундире был двухцветным - черным и белым; перевязь - белой. Голенища черных сапог были короткими. Легкую каску украшал высокий плюмаж. Ни цветом, ни формой она не отличалась от головных уборов гренадеров армейской пехоты.
Кроме шанцевого инструмента, каждый пионер и минер имел на вооружении тесак и ружье со штыком.
|
|
13. Х.-Г. Гейслер (1770-1844) Бомбардирский офицер гребной флотилии 1780- начала 1790-х годов
Раскрашенная гравюра
Государственный военно-исторический музей А. В. Суворова. Ленинград
В русско-турецких войнах второй половины XVIII века взаимодействие сухопутных войск и военно-морских сил приобрело значительно больший, чем прежде, размах. Этому способствовало хорошее оснащение кораблей артиллерийскими орудиями. Корабельные артиллеристы атаковали противника огнем из пушек не только на воде, но и на суше. В ходе подготовки к измаильскому штурму орудия речной флотилии совместно с сухопутной артиллерией вели активный обстрел крепости. Перед началом высадки десанта с речных судов корабельные пушки по требованию Суворова "очищали берега картечью". В числе отличившихся флотских артиллеристов полководец особо отметил заслуги "морской артиллерии капитана 3-го ранга Тимофея Ходакина, который во время бытности под Измаилом... спомоществовал снарядами как на судах, так и на сухопутных батареях в самых сильных канонадах".
Темная фетровая каска с красивым высоким плюмажем и золоченым налобником, ладно скроенный мундир с короткими полами и светлый камзол придавали офицерам-артиллеристам гребных флотилий подтянутый и щеголеватый вид.
|
|
14. Х.-Г. Гейслер (1770-1844) Донской казак 1780- начала 1790-х годов
Раскрашенная гравюра
Государственный военно-исторический музей А. В. Суворова. Ленинград
Одежда донских казаков, так же как казаков оренбургских, уральских и астраханских, на протяжении XVIII века оставалась традиционной и не меняла привычного покроя. Она состояла из чекменя - однобортного верхнего кафтана светло-синего цвета без пуговиц, нижнего полукафтана иной расцветки, просторных шаровар, заправленных в мягкие сапоги , а также папахи - меховой шапки с цветным суконным верхом. Подбой верхнего кафтана, верх папахи и кушак изготовлялись из красного материала. Рукава верхнего кафтана, как правило, спереди от плеча до локтей - разрезные. Их можно было надевать на руки или откидывать и завязывать за спиною. Вооружение казака состояло из пики, сабли и ружья без штыка.
Донские казаки принимали активное участие во многих сражениях второй половины XVIII века. А. В. Суворов отмечал особую отвагу, мужество и воинское мастерство рядовых Донского казачьего войска, регулярно представлял их к заслуженным наградам.
|
|
15. Х.-Г. Гейслер (1770-1844) Офицер Донского казачьего войска 1780- начала 1790-х годов
Раскрашенная гравюра
Государственный военно-исторический музей А. В. Суворова. Ленинград
Одежда казачьих офицеров как покроем, так и расцветкой мало отличалась от одежды рядовых казаков. Офицерский кафтан обшивался галуном. Обмундирование начальников изготовляли из сукна более высокого качества.
Во второй половине XVIII века казаков все активнее использовали на театре военных действий. Это неминуемо вело к численному росту казачьих формирований. В 1770-х годах офицеров казачьих войск уравняли в чинах с армейскими офицерами. А. В. Суворов высоко оценил отвагу и мужество казаков - участников легендарного штурма крепости Измаил. Из 1386 больших и малых военачальников, отличившихся при штурме Измаила и представленных Суворовым к награде, 564 служили в доблестном Донском казачьем войске. Командир казачьего полка М. И. Платов, проявивший себя еще при штурме турецкой крепости Очаков 6 декабря 1788 года, руководил одной из штурмовых колонн во время атаки Измаила. За личный героизм Платов удостоен ордена св. Георгия IV класса и получил чин бригадира.
|
|
16. Ж.-Л. Вуаль (1774- после 1803) Портрет бригадира В. А. Зубова (1771-1804)
Холст, масло
Государственный Русский музей. Ленинград
Молодой человек, изображенный на портрете, одет в мундир, какие носили офицеры пехотных полков армии генерал-фельдмаршала Г. А. Потемкина с 1788 года. Придворный художник добросовестно отметил все характерные особенности этого мундира и четко выписал все его детали. В. А. Зубов - флигель-адъютант Екатерины II и брат ее фаворита. На портрете легко угадывается то особое мастерство, с которым сшит мундир, исполненный по заказу высокопоставленного в обществе лица. Великолепна фетровая каска . Ее украшают пышный плюмаж из дорогих страусовых перьев и золоченая налобная бляха с императорским вензелем. Куртка , сшитая по образцу солдатской из зеленого сукна высокого качества, украшена плоскими позолоченными пуговицами. К перевязи прикреплен большой сверкающий золотом вензель Екатерины II под императорской короной. На левом лацкане привлекает внимание орден св. Георгия IV класса. Этой высокой награды 19-летний полковник был удостоен за храбрость и военное искусство , проявленное им во время штурма Измаила 11 декабря 1790 года. В реляции о взятии крепости Суворов указывал, что В. А. Зубов "...невзирая ...на жарчайший огонь неприятеля и его упорство, мужественно атаковал и, дав пример твердости другим, взлез на вал, опрокинул неприятеля на штыках и овладел кавальером" (высокой укрепленной башней, господствовавшей над крепостными сооружениями).
|
По материалам сайта: //adjudant.ru/table/Rus_Army_1756_96.asp