Форма русской армии 1796-1801 гг.

Форма русской армии 1796-1801 гг.

В конце XVIII столетия военная форма русской армии снова претерпела изменения в значительной своей части. В ноябре 1796 года внезапно скончалась Екатерина II и на престол вступил Павел I. Преклоняясь с юных лет перед прусским королем Фридрихом II, его государственной и военной системой, яростно ненавидевший свою мать Екатерину И и отрицавший многое из того положительного, что было достигнуто страною во время ее царствования. Павел открыто заявлял о своем намерении в кратчайший срок "навести в России порядок". По замыслу императора, во всех звеньях государственного аппарата должна была быть введена жесточайшая централизация и мелочная регламентация.
Внешней, формальной стороне любого дела придавалось особое значение. Павел был убежден, что именно армия в Российском государстве должна стать образцом неколебимого порядка, безукоризненной дисциплины, автоматического, бездумного и безоговорочного повиновения. Жесточайшая палочная дисциплина, вводимая в войсках, должна была превратить каждого солдата и офицера в "простой механизм, артикулом [статьей воинского устава] предусмотренный". Преобразования Павла I в армии и на флоте коснулись и военной формы армии. Переобмундирование армии происходило под личным контролем императора с изменением организации, обучения и управления войском. Павловские реформы вылились в жестокую ломку армии, которой Россия к этому времени была обязана своим высоким военным престижем. Император изгнал из нее свыше 330 генералов и более 2200 офицеров. Все передовое, что с такой любовью и умением было заложено Петром I, П. А. Румянцевым и А. В. Суворовым, беспощадно изгонялось. Военные реформы Павла I снижали боевые качества русской армии. Взамен подготовки солдат к боевым действиям в войсках внедрялись шагистика, бессмысленная муштра, плац-парадность.
А. В. Суворов и его единомышленники не могли примириться с действиями, которые обессиливали армию, подавляя в ней лучшие качества - силу духа, инициативу солдат, их смелость и боевое умение, а также творчество наиболее одаренных офицеров.
Удобная, красивая и практичная военная форма и гигиеничная прическа, введенные при Екатерине II Г. А. Потемкиным в армейских частях, были отменены. Узкие куцые мундиры, шляпы-треуголки, прически из волос, обильно смазанных салом и посыпанных пудрой, с огромными буклями у висков и аршинной косой, в которую вплетался металлический прут, - все это было мучением для солдат.
За малейшее отступление от устава и "непорядок" в форме солдат нещадно били и прогоняли сквозь строй.
Унифицируя обмундирование войск, Павел установил, чтобы его покрой у пехоты, драгун, а также артиллеристов, саперов стал совершенно одинаков. Оно должно было состоять из длинного темно-зеленого кафтана толстого сукна, узкого палевого (бледно-желтого) камзола и штанов того же цвета, штиблет (обтяжных гамаш на пуговицах) и тупоносых смазных башмаков. Для воротников, лацканов и обшлагов в армейской пехоте и кавалерии было введено приборное сукно особой выделки. Для избежания путаницы полков были составлены специальные таблицы, которые строго регламентировали цвет приборного сукна воротников, лацканов и обшлагов для каждого из полков. Так, наряду с широко распространенными расцветками сукна, украшавшими темно-зеленые мундиры: красной, фиолетовой, оранжевой, черной - существовали весьма редкие - песочная, огненная, лазоревая, померанцевая и другие.
О неприятии передовой частью офицерского корпуса павловского устава и неудобной военной формы говорят характерные записи в дневнике, сделанные капитаном Московского гренадерского полка Николаем Грязевым (впоследствии активным участником Итальянского и Швейцарского походов А. В. Суворова в 1799 году): "15 [января 1797 года] отправлен я был со всеми приехавшими со мною чинами к генералу князь Петру Петровичу Долгорукову, управляющему новым обмундированием, где и последовало с нами нещадное и уродливое преобразование: прекрасные мундиры наши, украшающие и открывающие человека во всей его природной стройности, заменили каким-то нескладным мешком, делающим и самого прекрасного мужчину безобразным привидением; оный состоял из темно-зеленого мундира с лацканами, отложным воротником и разрезными обшлагами кирпичного цвета и белыми пуговицами; длинного камзола и короткого нижнего белья самого желтого цвета, головы наши спереди обстригли под гребенку, облили вонючим салом, в. вискам привесили огромные пукли [буклиJ, аршинную косу прикрутили вплотную к затылку и осыпали мукою, шляпы дали с широкими городами [зубчатой нашивкой по краям полей], с серебряным галуном, такою же большою петлицею и с черным бантом, но эта шляпа была чудесной формы и едва прикрывала наши головы; фланелевый черный галстух в два пальца шириной перетягивал наши шеи до самой невозможности; ноги наши обули в курносые смазные башмаки и стянули за колено суконными щиблетами с красными вдоль всей ноги пуговицами. Вместо булатной, висящей при беаре сабли, наносящей врагу страх, воткнули в задницы наши по железной спичке [спице], удобной только перегонять мышей из житницы в житницу, а не защищать жизнь свою; все золотые блестящие вещи, как-то эксельбант [аксельбант], эполет, шарф и темляк заменили серебряными с шелком, руки наши облекли желтыми перчатками с большими и толстыми крагенами и вооружили короткими увесистыми палками. В таком карикатурном наряде я не мог равнодушно видеть себя в зеркале и от доброго сердца хохотал, несмотря на головную боль, происходящую от стянутых волос, вонючего сала и крепко стянутой галстухом шеи" . В новом мундире Грязев был представлен Павлу I, который пришел в восторг от этого наряда: "...он вскочил, подошел быстро ко мне, окинул глазами с головы до ног, поворачивал направо и налево кругом и с восхищением восклицал: - Прекрасно, прекрасно!""
Однако российские солдаты сумели прославить и эти мундиры, проявив выносливость, отвагу и мужество во время Итальянского и Швейцарского походов А. В. Суворова в 1799 году.
Отличительной особенностью данной подборки является введение в нее ряда композиционных художественных работ. Наряду с ними в подборку вошли также отдельные характерные изображения солдат и офицеров в так называемой "павловской" форме. Они исполнены в середине XIX столетия и входят в большую коллекцию, изготовленную специально для "военного кабинета" Александра II в Гатчинском дворце. Это литографии, наклеенные затем на холст и раскрашенные, в основном, масляными красками. Для каждой такой раскрашенной литографии были изготовлены затем специальные художественные золоченые рамки. Литографии исполнялись под строгим контролем военного ведомства и при деятельном участии специалистов по истории отечественной военной одежды. Многие Из мастеров, работавших над этим уникальным собранием, ныне совершенно забыты; главным образом сохранились лишь их фамилии, инициалы же большей части рисовальщиков и литографов установить пока не удалось.

Г. Меерович, военный историк

1. А. В. Суворов (1730-1800). Середина XIX в.

1. А. В. Суворов (1730-1800). Середина XIX в.

Неизвестный художник XIX века. Холст, масло. 84х66
Ленинградский Государственный военно- исторический музей А. В. Суворова

Великий полководец А. В. Суворов, обучавший и воспитывавший солдат в духе национальных традиций - высокой активности, инициативы и понимания боевых задач, не мог примириться с "реформаторской" деятельностью Павла I, наносившей ущерб армии и подавлявшей ее лучшие боевые качества. "Русские прусских всегда бивали, что же тут перенять", - с горечью говорил А. В. Суворов и продолжал обучать подчиненные ему войска но собственной, проверенной на практике системе, упорно задерживал введение новой военной формы. "Нет вшивее пруссаков, - писал он II января 1797 года своему родственнику Д. И. Хвостову, - лаузер или вшивень назывался их плащ : в шильтгаузе [караульном помещении] без заразы не пройдешь, а головной их вонью вам подарят обморок..." Слова Суворова: "Пудра не порох, букли не пушки. Коса не тесак. Я не немец, а природный русак" - облетели всю Россию. В феврале 1797 года полководец был изгнан Павлом из армии. Его уволили в отставку без права ношения мундира и без пенсии. Вскоре Суворова сослали в глухое селоКончанское Новгородской губернии, где он находился под жестким надзором официального чиновника.
Лишь чрезвычайные обстоятельства вынудили Павла I в феврале 1799 года вызвать Суворова в Петербург и восстановить на службе. В том же месяце полководец отправился в Вену. Здесь он принял командование соединенными русско-австрийскими войсками, предназначенными для боевых действий в Северной Италии против французской армии.

2. А. А. Аракчеев (1769-1834). Фрагмент. Конец XVIII века

2. А. А. Аракчеев (1769-1834). Фрагмент. Конец XVIII века

И.-Б. Лампи Старший (?) (1751-1830). Холст, масло. 72,5х58,3
Дворец-музей города Гатчины. Ленинградская область

Двадцатишестилетний генерал-майор А. А. Аракчеев, назначенный Павлом I комендантом Петербурга, проявил особое рвение в выполнении воли монарха по опруссачиванию русской армии. Он во всем оправдывал его надежды, обеспечив себе особое благоволение. Аракчеев систематически издевался над солдатами и публично унижал достоинство офицеров. Один из соратников Суворова, отличившийся при штурме Измаила, подполковник Федор Лен, не вынеся унижений со стороны царского сатрапа, написал ему соответствующее письмо и застрелился. Выбитые зубы, синяки под глазами, вырванные усы и другие следы рукоприкладстваАракчеева во время муштры солдат надолго оставляли память о служебном рвении павловского временщика. Об его отталкивающем внешнем облике свидетельствует запись одного из современников: "[Аракчеев| походил на большую обезьяну в мундире; он был высок ростом, худощав и жилист. В его складе не было ничего стройного, так как он был очень сутуловат и имел длинную, тонкую шею; сверх того он страшно морщил подбородок. У пего были большие мясистые уши, толстая безобразная голова, всегда наклоненная на сторону. Цвет лица был нечист, щеки впалые, нос широкий и угловатый, рот огромный, лоб нависший. Наконец, у него были впалые серые глаза, и все выражение его лица представляло странную смесь ума и злости".
Стремясь как можно больше польстить своей натуре и приукрасить ее, художник И.-Б. Лампи не сумел или не захотел скрыть холодно-надменное выражение его лица и особый внимательно-недоброжелательный, пристальный взгляд. Автор подчеркнул педантичное отношение Аракчеева к ношению мундира и орденов.

3. Офицер Московского гренадерского полка. Фрагмент

3. Офицер Московского гренадерского полка. Фрагмент

В. Гурке по рисунку Н. Теребенева. Раскрашенная литография середины XIX века
Дворец-музей города Гатчины. Ленинградская область

Вместе с изданием 29 ноября 1796 года нового воинского устава одежда , оружие и амуниция всем гренадерским полкам были назначены те же, какие существовали в гатчинских войсках у наследника российского престола Павла Петровича, то сеть прусского образца.
В Московском гренадерском полку были введены кафтаны темно-зеленого сукна с красным подбоем и такого же и пета воротником, лацканами и обшлагами. Воротник пришивался полностью к кафтану. Каждый лацкан пристегивался к мундиру плоскими пуговицами. Галстуки офицеров полка изготовлялись из черной саржи, образовывали четыре или пять складок в верхней части и завязывались сзади. Шляпы были той же величины и покроя, что и при Петре III, то есть также прусского образца. В этом полку они были обшиты галуном цвета пуговиц. На левом поле офицерская шляпа имела бант или кокарду из черной шелковой ленты с оранжевой каймой по краям. Кроме того, шляпа обшивалась серебряным галуном. Обер-офицерам полагалось носить тонкую шпагу с темляком и портупею. Во время дежурства надевался поясной офицерский шарф . Во время парадов всем офицерам в обязательном порядке полагалось иметь при себе эспантоны и серебряные нагрудные знаки . Мундиры офицеров изготовлялись на личные средства офицеров.
Московский гренадерский полк особо отличился во время Швейцарского похода А. В. Суворова в 1799 году.

4. Гренадер Московского мушкетерского полка<br>

4. Гренадер Московского мушкетерского полка

Л. Г. Петровский но рисунку Васильченко и П. И. Разумихина. Раскрашенная литография середины XIX века
Дворец-музей города Гатчины. Ленинградская область

После того, как ручная граната (гренада) в 1763 году официально была снята с вооружения, сохранение гренадеров в русских мушкетерских полках как ударной пехоты носило чисто формальный характер. Различие в использовании гренадерских и мушкетерских рот в бою практически исчезло. Однако при Павле I еще более педантично продолжало сохраняться отличие гренадерского обмундирования от одежды мушкетерских рот.
Рядовые гренадеры Московского мушкетерского полка носили темно-зеленый кафтан с красным подбоем. Воротник, лацканы, обшлага и погон на нем были темно-синими, а галстук красным. Петлицы на рукавах мундира - желтыми, камзол и штаны полагались палевые. Все пуговицы были желтыми. Металлические налобные бляхи высоких гренадерских шапок из светлой меди должны были быть всегда начищены до блеска. Матерчатые задники гренадерок темно-синего цвета имели желтые обшивки с черною каймою.
Солдатские мундиры, так же как их личное оружие и снаряжение , были казенным имуществом. Они выдавались на длительный срок. За утрату мундира или отдельных предметов обмундирования солдата подвергали суровому наказанию.
Офицерские мундиры Московского мушкетерского полка были того же покроя, что и у рядовых, но из более тонкого сукна, петлицы на рукавах - золотые с кисточками, а древки офицерских эспантонов, употреблявшихся в парадном строю, черного цвета.

5. Обер-офицер и гренадеры Староингерманландского мушкетерского полка

5. Обер-офицер и гренадеры Староингерманландского мушкетерского полка

Раскрашенная литография середины XIX века
Дворец-музей города Гатчины. Ленинградская область

Староингерманландский мушкетерский полк входил в число известных частей русской регулярной армии. В конце XVIII века нижние чины этого полка носили мундиры с воротником, лацканами, обшлагами и погоном "верблюжьего" цвета. Петлицы на рукавах их кафтанов были желтыми, без кисточек, камзолы и штаны - белого цвета. Пуговицы на мундире - желтые. Высокие гренадерки с надраенной налобной бляхой имели суконные задники также "верблюжьего" цвета. Околыши у гренадерок были зелеными, а обшивки - желтыми в сочетании с черным.
Лацканы и воротники офицерских мундиров имели тот же цвет, что и у рядовых. Камзолы, штаны и галстуки - белые. На рукавах офицерских кафтанов нашивались золотые петлицы из битевого галуна (с продольными полосками) без кисточек. Галун на шляпе - золотой, плоские пуговицы на мундире - позолоченные. Перчатки с широкими крагами и темляк на тонкой шпаге белого цвета. Неизменной повседневной принадлежностью офицерского костюма оставалась палка - трость с костяной ручкой и металлическим наконечником. Древки эспантонов были палевого цвета, так же как алебардные древки и барабанные палки у полковых барабанщиков.

6. Гренадерский барабанщик Новгородского мушкетерского полка<br>

6. Гренадерский барабанщик Новгородского мушкетерского полка

Л. А. Белоусов и П. П. Ферлунд но рисунку Васильченко и Н. Теребенева. Раскрашенная литография середины XIX века Дворец-музей города Гатчины. Ленинградская область
При Павле I значение барабанщиков в обучении войск резко возросло, так как все плац-парадные построения, учения, а также и наказания производились под бой барабанов.
Барабанщики гренадерских рот мушкетерских полков имели такое же обмундирование, как и остальные гренадеры. Единственное отличие - это небольшие крыльца на плечах форменных кафтанов такого же цвета, как воротники , лацканы, обшлага и четыре поперечные нашивки на передних половинках рукавов. Погон у барабанщика находился не на левом, а па правом плече. Барабанщику не полагалось иного оружия, кроме тесака.
Барабан изготовлялся из светлой латуни с выпуклым изображением государственного герба - двуглавого орла в центре овала. По краям барабана надевались деревянные обручи или рамы, стянутые между собою веревками (плетеными шнурами). Рамы внутри окрашивались белой краской, а снаружи имели крашеные зубцы или треугольники двух цветов: зеленого и того, что был присвоен воротникам, лацканам и обшлагам мундира данного полка. У новгородцев зубцы на барабане - абрикосового цвета, потому что в этом мушкетерском полку у нижних чипов воротник, лацканы и обшлага кафтана были именно абрикосового цвета. Петлицы на рукавах мундира - желтые без кисточек, камзол и штаны - белые. Суконные задники у гренадерских шапок также имели абрикосовый цвет, а обшивки на них были желтые с черным. Околыши гренадерок - темно-зеленые. Барабанные палки гренадерских барабанщиков Новгородского мушкетерского полка имели черный цвет.

7. Полковые барабанщики Астраханского, Кизлярского и Царицынского гарнизонных полков

7. Полковые барабанщики Астраханского, Кизлярского и Царицынского гарнизонных полков

А. Г. Петровский по рисунку Васильченко и П. И. Разумихина. Раскрашенная литография XIX века
Дворец-музей города Гатчины. Ленинградская область

Мундиры и снаряжение барабанщиков армейских и гарнизонных полков лишь в незначительных деталях отличались друг от друга. В Астраханском гарнизонном полку кафтаны барабанщиков не. имели воротников, лацканов и петлиц, а обшлага и погон были песочного цвета. Как и у остальных рядовых, их камзолы и штаны должны были быть темно-зелеными, пуговицы белыми, а галстук черным.
Барабанщики в Кизлярском гарнизонном полку имели такие же зеленые кафтаны с красным подбоем и без воротников. Обшлага рукавов кафтана, лацканы и погон были красного цвета, а галстук черным. Кафтаны барабанщиков в Царицынском гарнизонном полку были традиционно темно-зеленого цвета без воротников, лацканов и петлиц. У каждого барабанщика этого полка камзол и штаны - темно-зеленого цвета, крыльца накафтане и пуговицы - желтого, а галстук - красного цвета.
Как и во всех других пехотных полках, гарнизонные барабанщики носили большие черные треугольные шляпы с кокардами в верхней части и белые перчатки с широкими крагами. Барабанные перевязи из беленой кожи имели спереди гнезда для барабанных палок и туго застегивались сзади медной пряжкой с металлическим наконечником. Цвет барабанных палок всегда соответствовал цвету древка полкового знамени. На походе или во время плац-парадов для предохранения штанов барабанщикам полагалось носить специальные занавески ( фартуки ) из телячьей кожи мехом наружу. Цвет меха не регламентировался. Всем барабанщикам полагалось иметь при себе холодное оружие - тесак, который они носили на лосиной портупее. Количество обязательных нашивок на передней части рукавов позволяло отличать друг от друга полковых, батальонных и ротных барабанщиков.

8. Инженерный офицер

8. Инженерный офицер

А. Г. Петровский по рисунку Белиневицкого. Раскрашенная литография середины XIX века
Дворец-музей города Гатчины. Ленинградская область

Добиваясь единообразия в различных родах войск, Павел I распорядился 24 декабря 1798 года всем инженерным чинам иметь такое же обмундирование, как и пешей артиллерии.
Лацканы, манжеты кафтанов, камзолы и штаны офицерам надлежало носить красного цвета, галстук , перчатки , чулки - белого цвета. Костюм дополняли высокие черные сапоги со шпорами. Пуговицы на кафтане полагалось иметь позолоченные, выпуклые. Трость, шпага с темляком и офицерский поясной шарф (в парадном строю) предписывалось иметь такие же, как в пехотных полках.
Верхний край шляпы обшит широким золотистым галуном с большой петлицей.
9 октября 1799 года последовало новое распоряжение царя: на шляпной кокарде, других лентах, в поясном шарфу и темляке должны быть нити трех цветов-черного, оранжевого и малинового.

9. Рядовой 1-го Егерского полка

9. Рядовой 1-го Егерского полка

В. Гурке по рисунку Васильченко и П. И. Разумихина. Раскрашенная литография середины XIX века
Дворец-музей города Гатчины. Ленинградская область

При Павле 1 егерские корпуса были расформированы. Егерские батальоны превратились в полки неполного состава. Общее число егерей уменьшилось почти в полтора раза.
Царь с интересом отнесся к разработке новой егерской формы. Кафтан рядового 1-го Егерского полка "строился" (изготовлялся) не из грубого темно-зеленого, как у остальной пехоты, а из светло-зеленого сукна. Большие разрезные обшлага с петлями украшали желтые пуговицы . Аксельбант из белого плетеного шерстяного шнура крепился к правому плечу. Подбой кафтана шился из зеленой каразеи (подкладочной редкой и грубой шерстяной ткани с косой ниткой). Светло-зеленые камзолы егерей украшали ряды пуговиц, подобных кафтанным. Чакчиры (штаны) из светлой замши полагалось вохрить (натирать) мелом. В летнее время егеря носили штаны из белого полотна. Голенища сапог должны быть немного выше середины икр. Галстук из тонкого черного сукна не имел обшивки и завязывался сзади. Шляпа, такая же, как у мушкетеров, тоже не имела обшивки. Егерям выдавали шинель из темно-зеленого сукна, а при особых холодах фуфайку или полушубок. Вооружение и снаряжение егерей включало короткое нарезное ружье-штуцер с ремнем из яловичной кожи красного цвета, кортик в ножнах, портупею и черный кожаный подсумок .

10. Генерал Каргопольского и офицер Северского драгунских полков

10. Генерал Каргопольского и офицер Северского драгунских полков

Л. А. Белоусов по рисунку П. К. (?) Губарева и С. М. Борисова. Раскрашенная литография середины XIX века
Дворец-музей города Гатчины. Ленинградская область

Драгунские полки, входившие в состав полевой кавалерии, сохраняли способность вести бой в конном и пешем строю. Курсу, взятому Г. А. Потемкиным на развитие стратегической конницы, при Павле I был нанесен жестокий урон. Легкая кавалерия, способная преследовать отступающего неприятеля на большие расстояния, почти полностью ликвидировалась. Из состава русских войск исчезли кон но-гренадеры, легкоконные полки, конно-егеря и карабинеры. Из маневренных конных войск оставались лишь гусары. Основным видом конницы стала тяжелая кавалерия. Число кирасирских полков увеличилось. По штатам 1798 года несколько сократилось общее количество драгун. Драгунские полки отличались друг от друга лишь незначительными деталями обмундирования.
В Каргопольском и Северском драгунских полках кафтаны, как и у пехоты, были темно-зелеными. ВКаргопольском полку воротники , лацканы, обшлага, погон (у рядовых) носили малиновые, аксельбант и пуговицы - белые. Чепрак (суконная подстилка под седло) и чушки ( кобуры , крепящиеся по обеим сторонам седла) полагались малиновые с белой обшивкой.
В отличие от Каргопольского в Северском драгунском полку детали обмундирования и снаряжения полагались не малинового, а оранжевого цвета.
Во всех драгунских полках во время парадов носили лосиные штаны, а в остальное время - суконные лосиного цвета. Манишки были белыми, а галстуки черными. Голенища высоких черных сапог с раструбами срезались сзади в верхней части. Шпоры из вороненой стали пристегивались к сапогам специальными ремнями, снабженными пряжками из того же металла.
Обер-офицерам полагались тонкие шпаги в ножнах, подобные пехотным.

11. Рядовой 1-го и офицер 2-го Чугуевских казачьих полков (в зимней форме)

11. Рядовой 1-го и офицер 2-го Чугуевских казачьих полков (в зимней форме)

П. П. Ферлунд по рисунку П. К- (?) Губарева и П. И. Разумихина. Раскрашенная литография середины XIX века
Дворец-музей города Гатчины. Ленинградская область

Количество иррегулярных войск в России в конце XVIII века продолжало расти. В их число входили казачьи полки, национальные ополчения (татарские, башкирские и т. д.), поселенные гусары. При Павле I Чугуевские полки находились на положении регулярных войск. В их обмундировании произошли значительные изменения.
1-му и 2-му Чугуевским полкам было положено иметь одежду одинакового покроя с лейб-казачьей. Их кафтаны и полукафтаны кроились с небольшими стоячими воротниками и с косыми, как у гусар, обшлагами. На красные полукафтаны чугуевцев нашивались шнуры, галуны и выпуклые пуговицы . Красными были шаровары, мешки (верха) шапок и чепраки (суконное покрытие под седло). Рядовые носили черные сапоги , а офицеры - желтые. Вместо пистолетов, которыми были снабжены лейб-казаки, чугуевские казаки имели короткие ружья-карабины. Верхняя одежда рядовых и офицеров 1-го и 2-го Чугуевских полков была похожа. Верхние кафтаны шились черного цвета, а их подбой был красным. У нижних чинов кафтаны обшивались по краям воротника и обшлагов тесьмою, а у офицеров дополнительно еще и галуном. Удачное сочетание красного и черного цветов с добавлением отдельных белых, золотых и серебряных элементов придавало обмундированию 1-го и 2-го Чугуевских полков особую выразительность.

12. Уральские казаки, проходившие в августе 1799 года через Аугсбург

12. Уральские казаки, проходившие в августе 1799 года через Аугсбург

Фр. Фогель. Раскрашенная гравюра начала XIX века по рисунку 1799 года с натуры Т. Вебера
Государственный Русский музей. Ленинград

Во время заграничного похода 1799 года уральские, так же как и донские казаки, показали свою выдержку и выносливость. Сражения и походы под предводительством А. В. Суворова дали замечательные примеры искусного применения казачьих войск как в целях боевого обеспечения, так и на самом поле боя. Вооружение казаков составляли пики, сабли и ружья без штыков. Офицерский кафтан, как и ранее, обшивался галуном. Павел I не успел добраться до преобразования внешнего вида Уральского казачьего войска, вызывавшего у европейцев особый интерес покроем одежды и снаряжением. Командиром Уральского казачьего полка во время заграничного похода 1799 года был полковник (впоследствии генерал-майор и войсковой атаман) Давид Мартемьянович Бородин (1769), отличавшийся особым авторитетом у уральских казаков и выделявшийся "упорством и спокойствием духа". Использование гравером зарисовки с натуры, сделанной в августе 1799 года одаренным художником Томасом Вебером во время пребывания уральских казаков в городе Аугсбурге, придает этому произведению художественно-документальную ценность.

13. Русские кирасиры, драгуны и гусары, проходившие в августе1799 года через Аугсбург

13. Русские кирасиры, драгуны и гусары, проходившие в августе1799 года через Аугсбург

Фр. Фогель. Раскрашенная гравюра начала XIX века по рисунку с натуры Т. Вебера
Государственный Русский музей. Ленинград

Гравюра Фридриха Фогеля, созданная на основе одной из документальных зарисовок Т. Вебера, дает наглядное представление о внешнем виде и типажах русских кавалеристов, проходивших в 1799 году через город Аугсбург. На переднем плане, спиною к зрителям, изображен один из кирасиров. К числу первых постановлений Павла I о реорганизации русской кавалерии относилось решение об увеличении кирасирских полков и возвращении им прежнего обмундирования.
По табели от 5 января рядовому кирасиру кроме кирасы полагалось следующее обмундирование: колет из белой кирзы с суконным воротником и обшлагами (в каждом полку особого цвета), камзол по цвету воротника, лосиные штаны, перчатки из замши, шляпа черного фетра высотою 18 сантиметров, а в ненастную погоду - плащ из зеленого сукна. Для лета - китель из полотна (суровой коломянки) с обтяжными пуговицами, на зимнее время предусматривалась фуфайка. Кирасы изготавливались из железа и покрывались черной краской. Подкладка была белой, холстинной, на вате. По краям кираса обшивалась красной кожей. На кирасире она держалась при помощи двух лосиных ремней, скрещивавшихся за спиною и закрепленных пряжкой. По свидетельству современников, павловские кирасы были тоньше и легче ранее существовавших и легко пробивались пулями.
Менее других павловские реформы повлияли на перемену обмундирования и снаряжения гусарских и драгунских полков.
Во время Итальянского и Швейцарского походов 1799 года А. В. Суворов стремился использовать имевшуюся у него кавалерию с максимальным эффектом.

14. Вручение новых знамен лейб-гвардии Преображенскому полку 2 января 1798 года

14. Вручение новых знамен лейб-гвардии Преображенскому полку 2 января 1798 года

М. М. Иванов (1748-1823). Рисунок конца XVIII века Карандаш, акварель, гуашь, бумага
Дворец-музей города Гатчины. Ленинградская область

Павел I позволял себе неуважительно относиться к боевым знаменам предшествовавшего царствования. По словам современников, он назвал их однажды екатерининскими юбками. И при введении новых знамен император остался верен своим прусским симпатиям. На протяжении своего короткого царствования Павел 1 в рисунки знаменного полотнища неоднократно вносил дополнения и изменения. Первоначально каждое знаменное полотнище включало изображение креста и имело яркие, разноцветные полосы. В центре знамени помещался герб России - двуглавый орел. С появлением цветных наугольников па знаменах стали изображать вензель императора. Древки знамен в полках имели разную окраску, в большинстве своем черную, у каждого знамени имелось бронзовое навершие, внутри которого четко читался павловский вензель. К знаменам под навершием крепились на лентах из металлических и шелковых нитей декоративные кисти.
С 1800 года двуглавый орел, располагавшийся в центре знамени, еще в большей степени по своему рисунку приблизился к прусскому: он стал изображаться с одним поднятым, а другим опущенным крылом.
Акварель выполнена автором по собственному рисунку с натуры и является важным историко -художественным документом.

15. Марсово поле с обелиском

15. Марсово поле с обелиском "Румянцева победам"

И.-Г. Майр (1760-1816). Конец XVIII века. Холст, масло. 76,5X117
Государственный Русский музей. Ленинград

А. В. Суворов протестовал против прусских способов обучения русских воинов. Однако говорить об этом вслух было крайне опасно. В письме своему родственнику Д. И. Хвостову полководец писал: "Государь лутче Штейнвера не видел. Я - лутче Прусского покойного великого короля; я, милостию Божию, батальи не проигрывал". Барон Штейнвер (Штенвер) был офицером прусской службы. Приехав в Россию в 1788 году, он начал служить в гатчинских войсках наследника престола. К 1796 году эти части, обучавшиеся на прусский манер, уже насчитывали 2400 человек: пехоту, кавалерию и артиллерию. Став императором, весьма благосклонный к Штейнверу Павел произвел его из капитанов в полковники. Так Штейнвер стал для Суворова одним из ярких примеров старательных опруссачивателей русской армии, изматывающих солдат бессмысленной муштрой, буквально издевавшихся над защитниками Отечества.
Выразительное художественное полотно с обелиском "Румянцева победам" было создано автором на основе натурных зарисовок. Оно дает представление о ходе и приемах обучения солдат по прусскому образцу, замене действительной воинской выучки плац-парадной муштрой.

16. Парад в Гатчине. 1847

16. Парад в Гатчине. 1847

Г. Шварц (около 1800-не ранее 1854). Холст, масло. 74х109
Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Ленинград

Живописец Густав Шварц, работавший в России в 1840-1850-х годах, писал свои картины исключительно по заказам. Картина "Парад в Гатчине" имеет второе название: "Строевые учения русской армии в Гатчине приПавле I". Это художественное полотно живо воскрешает обстановку павловских учений и вахт-парадов. Стремясь превратить солдат в заводных кукол, император заставлял батальоны пехоты под треск барабанов и свист флейт с утра до вечера маршировать, а кавалерию гарцевать на дворцовых плац-парадах. Пехотою "постигалось искусство" вытягивания носка, как в балете, отмеривание ровно семидесяти пяти шагов в минуту. Меткой, то есть действительной стрельбе солдат не обучали. Линейной пехоте прицеливание строго запрещалось, так как оно "портило великолепный вид войск, нарушало равнение линий и выправку солдат".
Гениальный русский полководец А. В. Суворов не мог спокойно переносить то, как губится русская армия, бессмысленно уничтожается ее боеготовность и боеспособность. 12 января 1797 года он взволнованно писал Д. И. Хвостову: "Всемогущий боже, даруй, чтоб зло для России не открылось прежде 100 лет, но и тогда основание к сему будет вредно". Суворов оказался прав: еще и в XIX веке чувствовали русские войска последствия такой "боевой подготовки" и заложенные при Павле I принципы обучения войск. Хотя вскоре после смерти царя многие из его "новшеств" в обмундировании были отменены, однако целый ряд введенных в конце XVIII века прусских традиций еще оставался.
Легендарная слава Итальянского и Швейцарского походов 1799 года облетела всю Европу, но Павел I, убежденный, что война портит солдат, отдал приказ по армии, в котором говорилось, что только что возвратившиеся из похода суворовские войска "потеряли вид, шаг - не по уставу".

Задать вопрос
Читайте также
Преемственность и новаторство в современной военной геральдике Первым официальным военным геральдическим знаком является учрежденная 27 января 1997 г. Указом Президента Российской Федерации эмблема Вооруженных Сил Российской Федерации в виде золотого двуглавого орла с распростертыми крыльями, держащего в лапах меч, как наиболее общий символ вооруженной защиты Отечества, и венок символ особой важности, значимости и почета ратного труда. Эта эмблема была учреждена с целью обозначения принадлежности
 
Форма летчиков военной авиации Российской империи А. Б. В. А. Летняя полевая форма военного летчика российской авиации. На погонах видны офицерские эмблемы военной авиации Российской Империи, на кармане куртки - знак военного летчика, на шлеме - накладная эмблема, которая полагалась только летчикам Императорского военно-воздушного флота. Пилотка - характерный признак авиатора. Б. Офицер-летчик в парадной строевой форме. Эта форма одежды для военных летчиков
 
Военные мундиры в России как и в других странах возникли ранее всех прочих. Главными требованиями, которым они должны были удовлетворять, являлись функциональное удобство, единообразие по родам и видам войск, ясное отличие от армий других стран. Отношение к военному мундиру в России всегда было очень заинтересованным и даже любовным. Мундир служил напоминанием о боевой доблести, чести и высоком чувстве воинского товарищества. Считалось, что военная форма была самой нарядной и привлекательной
 
Униформа донских казаков XVII века 1 Донской наказной атаман, XVII век Донское казацтво XVII века состояло из старых казаков и голоты . Старыми казаками считались те, кто происходил из казацких семей XVI века и родился на Дону. Голотой называли казаков в первом поколении. Голота , которой везло в боях, богатела и становилась старыми казаками. Дорогой мех на шапке, шолковый кафтан, зипун с яркого заморского сукна, сабля и огнестрельное оружие - пищаль или карабин были показателями
 
Униформа российских стрельцов XVII века 1 Полуголова московских стрельцов, XVII век В середине XVII века московские стрельцы составляли отдельный корпус в составе стрелецкого войска. Организационно они были поделены на приказы полки , которые возглавляли головы полковники и полуголовы майоры подполковники . Каждый приказ делился на сотни роты , которыми командовали сотники капитаны . Офицеров от головы до сотника своим указом назначал царь из дворян. Роты, в свою очередь, делились на два взвода пятидесяты
 
Униформа Лейб-гвардии Преображенского полка 1700-1731 гг. В самом конце XVII в. Петром I было принято решение о переустройстве русской армии по европейскому образцу. Основой для будущей армии послужили Преображенский и Семеновский полки, которые уже в августе 1700 г. образовали Царскую Гвардию. Униформа солдат фузилеров Лейб-гвардии Преображенского полка состояла из кафтана, камзола, штанов, чулок, башмаков, галстука, шляпы и епанчи. Кафтан см. изображение внизу из темно-зеленого сукна, длиной до колен, вместо воротника имел суконную, того
 
Униформа русских армейских пехотных полков 1700-1720 гг. В первой половине 1700 г. были сформированы 29 пехотных полков, а 1724 г. их число возросло до 46. Униформа полков армейской полевой пехоты по своему покрою ничем не отличалась от гвардейской, но в расцветке сукна, из которого шились кафтаны, была чрезвычайная пестрота. В некоторых случаях солдаты одного и того же полка были одеты в форму разных цветов. До 1720 г. весьма распространенным головным убором был картуз см. рис. ниже . Он состоял из тульи цилиндрической формы и околыша, пришитого
 
Униформа кавалерии Петра I Целью российского царя Петра Великого , которой были подчинены все экономические и административные ресурсы империи, было создание армии, как эффективнейшей государственной машины. Армию, которую унаследовал царь Петр, с трудом воспринимавшую военную науку современной ей Европы, армией можно назвать с большой натяжкой, а кавалерии в ней было значительно меньше, чем в армиях европейских держав. Известны слова одного из русских дворян конца XVII века На конницу смотреть стыдно лошади
 
Униформа артиллерии Петра I Артиллерия издавна играла важную роль в армии Московской Руси. Несмотря на сложности с перевозкой орудий при вечном российском бездорожье, основное внимание уделялось литью тяжелых пушек и мортир - орудий, которые можно было применять при осадах крепостей. При Петре I некоторые шаги к реорганизации артиллерии были предприняты еще в 1699 году, но только после нарвского поражения к ней приступили со всей серьезностью. Орудия начали сводить в батареи, предназначенные для полевых сражений, обороны
 
Униформа армейских улан Российской империи 1812 г. Есть версия, что предтечей улан была лёгкая кавалерия армии завоевателя Чингис-хана, особые отряды которой назывались огланами и использовались, в основном, для разведки и аванпостной службы, а также для внезапных и стремительных нападений на неприятеля с целью расстроить его ряды и подготовить атаку основных сил. Важной частью вооружения оглан были пики, украшенные флюгерами. В царствование императрицы Екатерины II было принято решение сформировать полк тот, который представляется содержать
 
Униформа Корпуса военных топографов Корпус военных топографов был создан в 1822 году с целью топографического топогеодезического обеспе чения вооружённых сил, проведения государственных картографических съёмок в интересах как вооружённых сил, так и государства в целом, под руководством военно-топографического депо Главного штаба, как единого заказчика картографической продукции в Российской империи. Обер-офицер Корпуса военных топографов в полукафтане времен
 
Униформа свиты Его Императорского Величества В 1711 году в российской армии среди других должностей появились две новые должности - флигель-адъютант и генерал-адъютант . Это были особо доверенные военнослужащие, состоящие при высших военачальниках, а с 1713 года и при императоре, выполненявшие ответственные поручения и контролировавшие исполнение приказаний, отданных военачальником. Позднее при создании в 1722 году Табели о рангах в нее были внесены, соответственно, и эти должности. Для них были определены классы, и они были приравнены
 
Униформа армейских гусар 1741-1788 годов Униформа армейских гусар Российской Императорской армии 1741-1788 годов В связи с тем, что иррегулярная конница, а точнее казаки, в полной мере справлялась с поставленными перед ней задачами по разведке, патрулированию, преследованию и выматыванию противника бесконечными налетами и стычками, долгое время в Российской армии не было особой необходимости в регулярной легкой кавалерии. Первые официальные гусарские части в составе Российской армии появились во время царствования императрицы
 
Униформа армейских гусар 1796-1801 годов Униформа армейских гусар Российской Императорской армии 1796-1801 годов В предыдущей статье мы рассказали об униформе русских армейских гусарских полков времен правления императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II с 1741 по 1788 год. После того, как Павел I взошел на престол, он возродил армейские гусарские полки, однако ввел в их униформу прусско-гатчинские мотивы. Причем, с 29 ноября 1796 года названия гусарских полков стали по фамилии их шефа прежнее название
 
Униформа армейских гусар 1801-1825 годов Униформа гусар Российской Императорской армии 1801-1825 годов В двух предыдущих статьях мы рассказали об униформе русских армейских гусарских полков 1741-1788 и 1796-1801 годов. В этой статье мы расскажем о гусарской униформе времен царствования императора Александра I. Итак, приступим... 31 марта 1801 года всем гусарским полкам армейской кавалерии были присвоены следующие названия гусарский полк новое название Мелиссино
 
Униформа армейских гусар 1826-1855 годов Униформа гусар Российской Императорской армии 1826-1855 годов Продолжаем цикл статей об униформе русских армейских гусарских полков. В предыдущих статьях мы провели обзор гусарской униформы 1741-1788, 1796-1801 и 1801-1825 годов. В настоящей статье мы расскажем об изменениях, произошедших в эпоху правления императора Николая I. В 1826-1854 годах были переименованы, созданы или расформированы следующие гусарские полки год прежнее название
 
Униформа армейских гусар 1855-1882 годов Униформа гусар Российской Императорской армии 1855-1882 годов Продолжаем цикл статей об униформе русских армейских гусарских полков. В предыдущих статьях мы познакомились с гусарской униформой 1741-1788, 1796-1801, 1801-1825 и 1826-1855 годов. В этой статье мы расскажем об изменениях в униформе русских гусар, которые произошли в эпоху правления императоров Александра II и Александра III. 7 мая 1855 года в униформу офицеров армейских гусарских полков были внесены следующие изменения
 
Униформа армейских гусар 1907-1918 годов Униформа гусар Российской Императорской армии 1907-1918 годов Заканчиваем цикл статей об униформе русских армейских гусарских полков 1741-1788, 1796-1801, 1801-1825, 1826-1855 и 1855-1882 годов. В последней статье цикла расскажем об униформе восстановленных армейских гусарских полков в царствование Николая II. С 1882 по 1907 годы в Российской империи существуют только два гусарских полка, оба в Императорской Гвардии Лейб-гвардии Гусарский Его Величества полк и Лейб-гвардии Гродненский
 
Форма одежды русской армии 1700-1731 гг. Обмундирование солдат пехотных полков Нового Иноземного строя в конце XVII столетия состояло из кафтана польского покроя с нашитыми на груди в шесть рядов петлицами, коротких, до колен, штанов, чулок и башмаков с пряжками. Головным убором солдат был колпак с меховой опушкой, у гренадер картуз. Оружие и амуниция мушкет, багинет в ножнах, портупея, сумка для пуль и берендейка с зарядами, у гренадер сумка с гренадами. До 1700г. аналогичную форму имели солдаты потешных Преображенского
 
Форма одежды русской армии 1731-1741 гг. Полевая пехота В начале 1730 г., после смерти Петра II, российский престол заняла императрица Анна Иоанновна. В марте 1730 г. государственный Сенат утвердил образцы полковых гербов для большинства пехотных и гарнизонных полков. В июне того же года императрицей была учреждена Воинская комиссия, в ведении которой оказались все вопросы, связанные с формированием и снабжением армии и гарнизонных полков. Во второй половине 1730 г. в состав императорской гвардии был введен вновь сформированный Лейб-гвардии
 
В период Первой мировой войны 1914-1918 годов в Российской Императорской армии широкое распространение получили кителя произвольных образцов подражания английским и французским моделям, получившие общее наименование френч по имени английского генерала Джона Френча. Особенности конструкции френчей в основном заключались в конструкции воротника мягкого отложного, или мягкого стоячего с застежкой на пуговички подобно воротнику русской гимнастерки регулируемой ширине обшлага с помощью
 
Униформа  Сибирского казачьего войска 1808-1917 гг. От автора. В данной статье проводится краткий экскурс в историю возникновения и развития обмундирования Сибирского казачьего войска. Более подробно рассмотрена казачья форма эпохи царствования Николая II, - форма, в которой Сибирское казачье войско ушло в историю. Материал предназначен для начинающих историков-униформистов, военно-исторических реконструкторов и для современных казаков-сибирцев. На снимке слева войсковой знак Сибирского казачьего войска
 
Форма Семиреченского Казачьего Войска начала XX века Рассказ о форме одежды Семиреченского Казачьего Войска начала XX века будет непонятен, если вкратце не коснуться темы о форме одежды всей Российской Императорской Армии, имевшей свою давнюю историю и традиции, регламентировавшейся Высочайше утвержденными приказами по Военному Ведомству и циркулярами Главного Штаба. После окончания Русско-Японской войны 1904-1905 гг. была начата реформа Русской Армии, коснувшаяся в том числе и изменения формы одежды. Помимо некоторого возврата к форменной одежде
 
Мундиры русской гвардии 1802-1805 гг. Вступление на престол императора Александра I было ознаменовано изменением форменной одежды Российской армии. Новое обмундирование сочетало модные тенденции и традиции Екатерининского царствования. Солдаты облачились в мундиры фрачного покроя с высокими воротниками, штиблеты все чины заменили на сапоги . Егеря легкая пехота получили шляпы с полями, напоминающие штатские цилиндры. Характерной деталью нового обмундирования солдат тяжелой пехоты стала кожаная каска с высоким плюмажем
 
Форма русской армии 1756-1796 гг. В истории отечественной военной формы период с 1756 по 1796 год занимает особое место. Упорная и энергичная борьба между передовыми и реакционными тенденциями в национальном военном искусстве косвенно наложила свой отпечаток на развитие и совершенствование обмундирования и снаряжения российских войск. Уровень развития русской экономики составил серьезную базу для превращения русской армии в современную для той эпохи военную силу. Успехи в металлургии содействовали расширению производства холодного
 
Русские доспехи X-XVII веков Наука о древнем русском вооружении имеет давнюю традицию она зародилась с момента находки в 1808 году на месте знаменитой Липицкой битвы 1216 шлема и кольчуги, возможно, принадлежавших князю Ярославу Всеволодовичу. Историки и специалисты по изучению древнего оружия прошлого столетия А. В. Висковатов, Э. Э. Ленц, П. И. Савваитов, Н. Е. Бранденбург придавали немалое значение сбору и классификации предметов воинского снаряжения. Они же начали расшифровку и его терминологии, включав-. шей
 
Русский военный мундир XVIII века Военная форма это не только одежда , которой положено быть достаточно удобной, прочной, практичной и легкой, чтобы человек, несущий тяготы ратной службы, был надежно защищен от превратностей погоды и климата, но и своего рода визитная карточка любой армии. С тех пор как униформа появилась в Европе в XVII веке, представительская роль мундира была очень высока. Мундир в старину говорил о том, в каком чине состоял его носитель и к какому роду войск он принадлежал, а то и
 
Русский военный мундир XIX века 1. РЯДОВОЙ ГРЕНАДЕРСКОГО ПОЛКА. 1809 Oтборные солдаты, предназначенные для бросания ручных гранат при осаде крепостей, впервые появились во время Тридцатилетней войны 1618-1648 . В гренадерские части отбирали людей высокого роста, отличавшихся храбростью и знанием военного дела. В России с конца XVII века гренадеров ставили во главе штурмовых колонн, на усиление флангов и для действий против кавалерии. К началу XIX века гренадеры превратились в род отборных войск, не отличавшихся вооружением
 
Русская армия 1812 года. Инфантерия В захватнические войны, которые непрерывно вел император Франции Наполеон Бонапарт в начале прошлого столетия, были втянуты почти все страны Европы. За короткий в историческом плане период 1801-1812 он сумел подчинить своему влиянию практически всю Западную Европу, но этого ему было мало. Император Франции претендовал на мировое господство, а главным препятствием на его пути к вершине мировой славы стала Россия . Через пять лет я буду господином мира, - заявлял он в амбициозном порыве,
 
Русская армия 1812 года. Кавалерия Русская армия, которой принадлежит честь победы над наполеоновскими полчищами в Отечественной войне 1812 года, состояла из нескольких видов вооруженных сил и родов войск. К видам вооруженных сил относились сухопутные войска и военно-морской флот . Сухопутные войска включали несколько родов войск пехоту, кавалерию, артиллерию и пионеров, или инженеров ныне саперы . Вторгнувшимся войскам Наполеона на западных границах России противостояли 3 русские армии 1-я Западная под командованием
 
Русская армия 1812 года. Иррегулярные части В Отечественной войне 1812 года участвовали 107 казачьих полков и 2,5 казачьи конно-артиллерийские роты. Они составляли иррегулярные поиска, то есть часть вооруженных сил, не имевшую постоянной организации и отличавшуюся от регулярных воинских формирований комплектованием, прохождением службы, обучением, обмундированием. Казаки являлись особым военным сословием, которое включало население отдельных территорий России, составлявшее соответствующее казачье войско Донское, Уральское, Оренбургское,
 
Русская армия 1812 года. Вооружение, снаряжение, награды Армия - это вооруженная организация государства. Следовательно, главное отличие армии от иных государственных организаций в том, что она вооружена, то есть для выполнения своих функций имеет комплекс различных видов оружия и средств, обеспечивающих его применение. На вооружении русской армии в 1812 году состояло холодное и огнестрельное оружие, а также защитное вооружение. К холодному оружию, боевое использование которого не связано с применением взрывчатых веществ для рассматриваемого периода -
 
Форма русской армии в 1812 г.  - иллюстрации Н.В. Зарецкого Иллюстрации форменной одежды русской армии - художник Н.В. Зарецкий 1876-1959. Русская армия в 1812 году. СПб., 1912. Генерал легкой кавалерии. Генерал свиты ЕИВ Генерал легкой кавалерии. Походная форма. Генерал свиты Его Императорского Величества по квартирмейстерской части. Парадная форма.. Рядовые гусарских полков Рядовой лейб-гвардии Гусарского полка. Парадная форма. Рядовой Изюмского гусарского полка. Парадная форма.
 
Собственный Его Императорского Величества Конвой Собственный Его Императорского Величества Конвой формирование русской гвардии, осуществлявшее охрану царской особы. Основным ядром конвоя были казаки Терского и Кубанского казачьих войск. В Конвое также служили черкесы, ногайцы, ставропольские туркмены, другие горцы-мусульмане Кавказа, азербайджанцы команда мусульман, с 1857 года четвёртый взвод Лейб-Гвардии Кавказского эскадрона , грузины, крымские татары, другие народности Российской Империи. Официальной датой основания конвоя
 
Казачья справа (форма) середины XIX века Офицеры казачьих войск, состоящие при Управлении Военного Министерства парадная и праздничная форма . 7 мая 1869. Лейб гвардии Казачий полк походная форма . 30 сентября 1867. Генералы, числящиеся в армейских казачьих частях парадная форма . 18 марта 1855 г. Генерал-адъютант, числящийся в казачьих частях в парадной форме . 18 марта 1855 г. Флигель-адъютант, числящийся в казачьих частях в парадной форме . 18 марта 1855 г. Обер-офицеры
 
Донские конно-артиллерийские казачьих батареи До 6 апреля 1834 года они назывались ротами. 1827 года января 1 дня - На офицерских эполетах, для различия чинов, установлены кованые звездочки, как в это время введено в регулярных войсках 23 . 1827 года июля 10 дня - В Донских Конно-артиллерийских ротах установлены круглые помпоны у нижних чинов из красной шерсти, у офицеров серебряные рисунки 1121 и 1122 24 . 1829 года августа 7 дня - Эполеты на офицерском обмундировании установлены с чешуйчатым полем, по образцу
 
Приказ по Военному Ведомству 305 от 13.11.1892 г. ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР, в 22-й день Февраля и 27 день Октября сего года, Высочайше повелеть соизволил 1. Генералам, Штаб и Обер-офицерам и нижним чинам всех казачьих войск, кроме Кавказских, и кроме гвардейских казачьих частей, а равно гражданским чиновникам, состоящим на службе в казачьих войсках и в областных правлениях и управлениях на службе Кубанской и Терской областей, поименованным в 1-8 статьях прилагаемого списка приложение 1 иметь форму обмундирования по прилагаемым при сем
 
Униформа и знаки различия Русской армии Военной униформой называют одежду, установленного правилами или специальными указами, ношение которой является обязательным для любой воинской части и для каждого рода войск. Форма символизирует функцию её носителя и его принадлежность к организации. Устойчивое словосочетание честь мундира означает воинскую или вообще корпоративную честь. Еще в римской армии солдатам выдавали одинаковое оружие и доспехи. В Средневековье на щитах было принято изображать герб города, королевства или феодала,
 
Флаги и штандарты казачьих войск Российской империи С 1883 года казачьим частям стали жаловать только штандарты, полностью соответствующие по размерам и изображениям кавалерийским штандартам, при этом полотнище делалось по цвету мундира войска, а кайма по цвету приборного сукна. С 14 марта 1891 г. казачьим частям жаловали знамена уменьшенного размера, то есть те же штандарты, но на черных знаменных древках. Стяг 4-й Донской казачьей дивизии. Россия. 1904 г. Образец 1904 г. полностью соответствует аналогичному образцу кавалерийских
 
Эмблемы и гербы казачьих войск Российской империи Астраханское казачье войско Астраханское казачье войско было образовано в 1776-1799 годах из переселенцев с Дона, калмыками и татар. После наполеоновских войн 1817 Астраханское войско было вновь образовано. Старшинство войску назначено с 1750 года - даты основания Астраханского казачьего полка. В 1854 году повелено иметь в составе войска 3 конных полка. Астраханское войско состояло из двух отделов в 1-й отдел входили станицы Казачебугровская, Красноярская, Черноярская,
 
Форма казаков конца XIX века Генерал-Адъютант, Обер-Офицер Лейб-Гвардии Казачьего Его Величества полка и казак полевых конных полков Уральского Казачьего войска в обыкновенной форме приказы по военному ведомству 1883 г. 64 и 72 . Штаб и Обер-офицеры, служащие в военно-окружных отделениях и подведомственным им учреждениях обыкновенная форма и чекмень приказ по военному ведомству 1892 г. 305 . Лейб-Гвардии Кавказский казачий эскадроны 1 Трубач Его Императорского Величества,
 
Хоперский казачий полк: костюм и вооружение XVIII-XIX вв. Как отмечает исследователь истории кавказского линейного казачества В.А. Колесников, Хоперский казачий полк просуществовал в течение почти полутора веков 1775-1920 , начавшись с конвойно-полицейской команды, комплектовавшейся из жителей всего четырех слобод на восточной окраине Воронежщины, он затем к началу XX в. вырос в серьезную боевую единицу, пополнявшуюся казаками двух десятков станиц Хоперского полкового округа Кубанского войска... Хоперцев можно заслуженно назвать старожилами Кубанского
 
В царствование Александра III не было ни войн, ни больших сражений. Все решения по внешней политике принимались лично Государем. Была даже упразднена должность государственного канцлера. Во внешней политике Александр III взял курс на сближение с Францией, а в деле строительства армии большое внимание было уделено воссозданию морского могущества России. Император понимал, что отсутствие сильного флота лишило Россию значительной части ее великодержавного веса. В годы его правления было положено начало
 
Одежда военнослужащих устанавливается указами,приказами,правилами или специальными нормативными актами. Ношение военно-морской формы флотской формы одежды является обязательным для военнослужащих вооружённых сил государства и других формирований, где предусмотрена военная служба. В вооружённых силах России существует целый ряд принадлежностей, которые были в военно-морской форме одежды времен Российской империи. К ним относятся погоны , сапоги , длинные шинели с петлицами
 
Знаковая система униформы Белых армий находилась под непосредственным влиянием символики Белого движения государственной национальной , георгиевской и частей смерти . К 1917 г. белый , синий и красный цвета считались государственными, а белый , черный и желтый романовскими ошибочно , связанными с идеей монархии примером тому служит лента на юбилейной медали 300-летия Дома Романовых . В начале 1918 г. бело-сине-красный
 
От автора . В настоящей статье автор не претендует на полное освещение всех вопросов, связанных с историей, униформой, снаряжением и структурой русской армейской кавалерии, а лишь попытался кратко рассказать о видах униформы в 1907-1914 г.г. Желающие более углубленно познакомиться с униформой, бытом, нравами и традициями русской армейской кавалерии могут обратиться к первоисточникам, приведенным в списке литературы к настоящей статье. ДРАГУНЫ В начале XX века русская кавалерия считалась
 
Горжет представляет собой металлическую пластину в форме полумесяца размером примерно 20х12см., подвешиваемую горизонтально за концы на груди офицера возле горла. Предназначен для определения чина офицера. Чаще в литературе именуется как офицерский знак , шейный знак , офицерский нагрудный знак . Однако правильное название этого элемента военной одежды - горжет . В некоторых изданиях в частности в книге А.Кузнецова Награды горжет ошибочно считается коллективным наградным знаком. Однако это
 
Пожалуй нет более общеизвестного и заметного элемента офицерской формы русской царской армии чем эполеты на плечах офицеров и генералов, но история эполет в русской армии насчитывает менее одного века, точнее около восьмидесяти лет. Иногда в некоторых изданиях можно встретить утверждение, что эполеты появились на русской военной форме в 1762-63 годах. Однако это неверно. Это погоны из гарусного шнура. Некоторую схожесть с эполетами им придают свисающие вниз с плеча в виде бахромы концы
 
Эспантон протазан, алебарда Эспантон, протазан партазан , алебарда собственно являются старинным оружием древкового типа. Эспантон и протазан оружие колющее, а алебарда колюще-рубящее. К концу 17 века с развитием огнестрельного оружия все они уже безнадежно устарели. Трудно сказать, чем руководствовался Петр I, вводя на вооружение унтер-офицеров и офицеров пехоты вновь создаваемой Русской Армии эти древности. Вероятнее всего по образцу западных армий. Как оружие они не играли никакой роли,
 
Документ относительно одежды армии, поданный генерал-фельдмаршалом князем Григорием Потемкиным-Таврическим на Высочайшее имя в 1782 году В прежния времена в Европе, как всяк, кто мог, должен был ходить на войну и, по образу тогдашняго бою, сражаться белым оружием, каждый, по мере достатка своего, тяготил себя железными бронями защиты таковыя простирались даже и до лошадей потом, предпринимая дальние походы и строясь в эскадроны, начали себя облегчать полныя латы пременялись на половинныя а
 
Они не издают воинственного грохота, они не сверкают начищенной поверхностью, не украшены чеканными гербами и плюмажами и довольно часто вообще спрятаны под пиджаками. Однако сегодня без этих доспехов, неказистых с виду, просто немыслимо отправлять в бой солдат или обеспечить безопасность VIP-персон. Бронежилет одежда , которая предотвращает проникновение в тело пули и, следовательно, защищающая человека от выстрелов. Он изготавливается из материалов, которые рассеивают
 
Не только исторические документы, но и художественные произведения, переносящие нас в дореволюционное прошлое, наполнены примерами взаимоотношений между военнослужащими разных чинов. Отсутствие понимания единой градации не мешает читателю вычленять основную тему произведения, однако, рано или поздно, приходится задуматься об отличии обращений Ваше благородие от Ваше превосходительство . Редко кто замечает, что в армии СССР обращение не было упразднено, оно лишь сменилось на единую для всех
 
Погоны царской армии 1914 года редко упоминаются в художественных фильмах и исторических книгах. Между тем это интересный объект изучения в императорский век, время правления царя Николая Второго, обмундирование было объектом искусства. До начала Первой мировой войны отличительные знаки Русской армии существенно отличались от тех, что используются сейчас. Они были более яркими и содержали больше информации, но в то же время не обладали функциональностью были легко заметны как в полевом
 
Очень часто в кинематографе и классической литературе встречается звание поручик . Сейчас такого звания в российской армии нет, поэтому много людей интересуются поручик это какое звание в соответствии с современными реалиями. Для того чтобы понять это, нужно обратиться к истории. История возникновения чина Такой чин, как поручик , до сих пор существует в армии других государств, но в армии РФ его нет. Впервые он был принят в 17 веке в полках, приведенных к европейскому стандарту.
 
Рассматривая все этапы создания вооруженных сил России, необходимо глубоко погрузиться в историю, и хоть во времена княжеств не идет речь о российской империи и уж тем более о регулярной армии, зарождение такого понятия, как обороноспособность начинается именно с этой эпохи. В XIII веке Русь была представлена отдельными княжествами. Их военные дружины хоть и были вооружены мечами, топорами, копьями, саблями и луками, но не могли служить надежной защитой от посторонних посягательств. Единая армия
 
В России с именем царя Петра I связаны многочисленные реформы и преобразования, кардинально изменившие патриархальный уклад гражданского общества. На смену бородам пришли парики, вместо лаптей и сапог пришли башмаки и ботфорты, кафтаны уступили место европейскому платью. Русская армия тоже при Петре I не осталась в стороне и постепенно перешла на европейскую систему экипировки. Одним из основных элементов обмундирования становится воинский мундир. Каждый род войск получает свою униформу,
 
Примеръ погонъ личнаго состава Офицерской стрѣлковой им. генерала Дроздовскаго дивизiи. Въ данномъ случаѣ стрѣлки. Званiя те же, что и въ Императорской Армiи. Погоны личнаго состава Корниловской ударной дивизiи. У корниловцевъ на флангѣ чёрно-бѣлый цвѣтъ видать. Это ихъ родные братья, это марковцы спешатъ. Званiя те же, что и въ Императорской Армiи. За не долгую незалэжную историю Украйны после 1917 года
 

Все товары, по тегам

Форма одежды
Каланчевская улица, д. 32 Москва
8 (800) 100 48 36 info@forma-odezhda.com