В России с именем царя Петра I связаны многочисленные реформы и преобразования, кардинально изменившие патриархальный уклад гражданского общества. На смену бородам пришли парики, вместо лаптей и сапог пришли башмаки и ботфорты, кафтаны уступили место европейскому платью. Русская армия тоже при Петре I не осталась в стороне и постепенно перешла на европейскую систему экипировки. Одним из основных элементов обмундирования становится воинский мундир. Каждый род войск получает свою униформу, отличающуюся цветом, длиной платья и формой отельных элементов костюма. Перейдя в формировании армии на полки европейского строя, Россия аналогичные действия провела и на флоте. С тех пор для всех служивых людей, независимо от того, армейский это или флотский офицер, солдат или матрос , стало обязательным носить установленную форму — русский военный мундир.
Мундир и его роль в жизни военного человека
Первое упоминание о мундирах в России относится к временам правления царя Алексея Михайловича. Уже тогда вместе со стрелецкими полками на службе у русского царя появляются офицеры-иностранцы, предпочитающие носить военный костюм европейского образца. Полки европейского строя можно отличить по более унифицированному военному обмундированию. Военная униформа начинает проникать вместе с иностранцами в светскую и гражданскую жизнь. Мужской костюм европейского фасона только отдаленно напоминает военную одежду. Еще не были в ходу ни знаки отличия, ни специфические для военных элементы воинского костюма. Только после завершения неудачной войны с Турцией за Азов, в русской армии начинается массовый приток иностранцев, которые привнесли вместе с собой в российский обиход понятие военного мундира.
С началом военных реформ в России, военная форма становится популярной. При Петре I был определен порядок ношения военной формы. Для офицерских чинов вводится парадный мундир. Вместе с этим появляется целая индустрия, специализирующая на изготовлении воинской формы.
В гражданском обществе считается почетным носить военные мундиры. Даже после ухода с действительной военной службы военное обмундирование продолжает оставаться одним из важных элементов гардероба. Зачастую это объясняется уважительным отношением гражданского общества в России к военным людям, к их заслугам перед Отечеством. Воинские мундиры носят, находясь на действительной военной службе, продолжают их носить даже после ухода в отставку. Человек, облаченный в военную форму, негласно заявлял о своей принадлежности к военному ведомству. В те времена это было своего рода визитной карточкой — удостоверением личности. Со временем сформировался определенный негласный порядок ношения воинской одежды в гражданском обществе. Любые изменения во внешнем облике военного мундира строго контролировались на самом высоком уровне. Часто изменения вносились членами царствующего дома или с санкции Их Величества.
Нередко за самовольно вносимые изменения в принятую форму военного костюма нарушители строго наказывались.
В XVII-XIX века военный человек в обязательном порядке является членом высокого сословия. Становится модным носить военную форму и военные регалии даже в обычной гражданской обстановке. Соответственно на военном обмундировании отражались и модные тенденции, которые в определенный период доминировали в высшем свете. Цвет и форма военного платья приобретает решающее значение. Для каждого рода войск форме соответствует определенный цвет. На элементах военного костюма появляются мелкие детали, подчеркивающие статус военного человека в обществе и на службе. Мундир офицера – это зашифрованное и закодированное удостоверение личности офицера. Воинское звание, положение в табели о рангах и принадлежность к воинской части можно было прочесть по цвету и форме кителя, по количеству пуговиц, форме эполетов и размеру аксельбантов.
Военная форма становится объектом пристального внимания царствующих особ. В те времена среди европейских монархов было модным носить военные мундиры. Такая тенденция сохранилась в большинстве стран вплоть до начала XX века. Это часто было связано с тем, что члены царствующих семей назначались шефами отдельных полков и воинских формирований. Среди правящих царствующих домов в Европе в знак миролюбивых намерений становится модным дарить военную форму национальных вооруженных сил.
Аналогичная картина с военной формой происходила и в Европе. В Пруссии и во Франции военный крой становится одним из самых популярных стилей в одежде. В Англии большой популярностью пользуется военно-морское обмундирование. Морской мундир становится обязательным элементом парадного костюма всех мужчин, представителей монаршей семьи. В России особым почетом среди царствующих особ пользовалась форма кавалергардов. Лицо, облаченное в военно-морской китель или в мундир армейского образца, считалось носителем власти. Со временем такая тенденция не только сохраняется, но и разрастается. Поголовное увлечение мундирами становится обязательным атрибутом светской власти. К примеру, в Оттоманской империи военные мундиры становятся обязательным атрибутом в гардеробе знати, подчеркивая принадлежность человека к военно-феодальной касте.
Свои мундиры получают практически все военизированные формирования. В морской униформе сразу наметились некоторые отличия в создании формы. Жандармы, выполняющие в те времена функции внутренних войск и выполняющие полицейские функции, носили голубые мундиры. В России, как и во Франции, этот цвет стал символом противостояния революционным идеям и свободомыслию, хотя французские и польские гусары нередко предпочитали носить униформу именно таких оттенков.
Военные мундиры представляли объект пристального внимания и даже пристрастий со стороны царствующих и монарших особ. Русские императоры и английские короли сами предпочитали надевать военную форму. В ряде королевских домов Европы стало традицией одевать в военный мундир даже маленьких членов царствующей семьи, включив их в списочный состав воинского подразделения. Наконец – генеральский мундир мог быть пожалован для постоянного ношения в память о боевых заслугах.
Самые яркие и красивые военные мундиры
Несмотря на растущую популярность военных мундиров среди членов гражданского общества, при всей своей привлекательности эта одежда создавала массу бытовых проблем. Яркая и вычурная форма кителей была маркой. Парадное обмундирование создавало массу неудобств во время движения, не говоря уже о верховой езде, которая тогда являлась обязательной во время парадных церемоний.
Вне строя и в обычной обстановке мундирный этикет вызывал немало насмешек. Военные и служивые люди старались сократить время пребывания в парадной форме, предпочитая блестящему мундиру обычное гражданское платье или полевую военную форму. Совершенно иная ситуация складывалась в той среде, где ношение мундира было обязательным в любой обстановке. Яркий пример такого отношения к военной форме — мундир гусара. Именно гусары имели самую яркую и привлекательную военную форму. Стиль жизни гусаров, их негласный кодекс поведения был неразрывно связан с военным обмундированием. Появившиеся в Венгрии, в стране, где к военной форме было особое отношение, гусары принесли в стилистику воинского костюма национальный колорит. Внешний вид гусарского обмундирования, стиль жизни, манеры и поведение на поле боя сделали гусарский мундир нарицательным. Отвага, бравада и геройство и блистательная военная форма считались основным отличительным чертами гусаров. Благодаря этому обмундирование гусарских полков становится популярным по всей Европе.
Не стоит утверждать, что военная форма других воинских формирований и родов войск отличалась блеклостью. Здесь будет уместно сделать акцент на боевой целесообразности. Морские мундиры становятся максимально удобными и практичными. Кителя имеют более прямые контуры и обшлага. Подобным образом выделяется военная форма инфантерии и артиллеристов. Для кавалерийских частей в некоторой степени сохраняется тяга к парадности военного мундира. Кирасирские части потомки кавалергардов продолжали носить мундиры, отличающиеся лоском и шиком. Удачно дополнял воинский костюм кирасира стальной шлем . Совершенно другая картина наблюдается среди гусарских подразделений. В армиях ведущих европейских держав гусары всегда носили военные мундиры, отличающиеся цветом. Если для остальных родов войск сохранилась некая унификация воинского обмундирования, то с гусарами ситуация выглядела совершенно иначе.
Каждый полк имел утвержденную военную форму, в которой доломан и ментик имели свои, четко определенные цвета. Красные мундиры становятся самыми распространенными среди гусарских подразделений. Этот цвет получают военные формирования в знак уважения за особые военные заслуги. В российской армии красный доломан и ментик носили кавалеристы Лейб-гвардейского гусарского полка. Остальные 12 гусарских полков имели мундиры других цветов, начиная от черного и серого цветов, заканчивая синими, зелеными и мундирами комбинированной расцветки. Русские гусары всегда бросались на самые опасные участки фронта. Доблесть и отвага, проявленные в бою русскими гусарскими полками, стали поводом к тому, что гусарская форма становится обязательной деталью дворцового этикета. В гражданском обществе появляется мода на гусар, которые становятся центральными фигурами во всех общественных мероприятиях.
Для примера достаточно ознакомиться с униформой русских гусарских полков:
- Александрийский полк имел доломан и ментик черного цвета;
- Ахтырский полк носил униформу коричневого цвета;
- Белорусский полк имел комбинированную форму — доломан синий , ментик красный :
- Гродненский полк одевался в синий доломан и голубой ментик;
- Елизаветградский полк носил серые доломан и ментик;
- Изюмский полк носил красный доломан и синий ментик;
- Лубенский гусарский полк имел униформу синего цвета;
- Мариупольский полк также имел доломан и ментик синего цвета;
- Овиопольский гусарский полк одевался в зеленые мундиры;
- Павлоградский полк носил зеленый доломан и синий ментик;
- Сумский гусарский полк одевался в мундиры серого цвета;
- Иркутский гусарский полк также имел униформу черного цвета.
На первый взгляд можно сделать вывод, что особо форма гусарских полков не отличалась. Однако в плане гусарского костюма существовала масса других элементов, с помощью которых можно было внести различия в униформу. Это и цвет меха на воротнике и обшлагах ментика, цвет приборного металла. Ташка и пояс-кушак также могли иметь разную расцветку и вносили отличия в традиционный гусарский мундир.
Схожими расцветками обладали воинские мундиры гусарских полков в Пруссии и в Польше, где преобладал зеленый и серый цвет. Австрийская легкая кавалерия носила форму черного цвета, обшитую золотом, желтыми и белыми цветами имперского флага.
Гродненские, Лубенские и Мариупольские гусары имели синие мундиры. Похожей гаммой расцветки обладали гусарские полки французской армии. Во время военных действий эпохи наполеоновских войск именно при столкновении легкой кавалерии из-за схожести военной формы нередко допускались серьезные тактические ошибки. Со временем, чтобы в дальнейшем избежать подобных казусов, гусарские полки в России стали иметь форму, приближенную по цветовому оформлению к полевому обмундированию. Французские гусары продолжали носить синие и голубые мундиры, сочетая в комбинации доломана и ментика цвета французского флага.
Мода постоянно диктует свои условия и требования к военному костюму. Для офицеров, которые часто являлись представителями дворянского сословия, становится модным добавлять к своему воинскому костюму некоторые яркие атрибуты и детали. Солдаты имеют более сдержанную форму, в которой больший акцент делается на удобство.
Отдельного разговора заслуживают английские гусары, боевые заслуги которых стали легендарными и вошли в историю, как участники самой отчаянной, бесстрашной, и в то же время бессмысленной атаки.
Красные мундиры атакуют
В английской армии к красному цвету всегда было особое отношение. Прославились английские войска еще во время войны за освобождение Северо-Американских колоний. В то время, когда во всех армиях мира наметилась тенденция на более спокойные и менее привлекательные цвета в воинском обмундировании, британская армия продолжала оставаться самым консервативным воинским институтом. Английские красные мундиры получили известность во многом благодаря тем актам жестокости, которые английские солдаты и офицеры проявляли по отношению к противнику и гражданскому населению.
Отношение к красному цвету в британской армии было особенным. Об этом можно судить глядя на приверженность английских военных к своей военной форме. Склонность к яркой расцветке объясняется тем, что английской армии часто приходилось вести боевые действия против туземного населения. Красный цвет должен был стать весомым фактором психологического воздействия на противника. К тому же близкая дистанция огневого боя, практикуемая в XVII-XIX века, никак не отражалась на маскирующих возможностях армейских подразделений на поле боя. Красный цвет военных мундиров британских войск хорошо помнят пехота и ополчение армии Джорджа Вашингтона. Индейцы Канады, народы Персии и Индии на себе ощутили все ужасы военных действий, которые вела английская колониальная армия. Французские гренадеры и кавалеристы навсегда запомнили английские каре с рядами красного цвета в битве при Ватерлоо.
Для английской армии красный цвет мундира продолжал оставаться неизменным до конца XIX века. Только изменение тактики ведения боя, появление мощных и дальнобойных видов ручного огнестрельного оружия привело к тому, что яркий и броский мундир английский солдат и кавалеристов стали использовать только в парадных церемониях. Винтовка и дальнобойная артиллерия заставили солдат зарываться в землю. На смену красному цвету на поле боя пришел цвет хаки .
Однако перед тем как изменить своим традициям, британская армия сумела продемонстрировать миру отвагу и доблесть своих воинов, облаченных именно в форму красного цвета. Английский гусарский мундир был красного цвета, став со временем одновременно символом высшей человеческой глупости и символом бесстрашия.
Во время Крымской войны англичане вместе с французами и турками принимали участие в боевых действиях в Крыму. В районе поселка Балаклава английская легкая кавалерия под командованием полковника Кардигана была брошена в атаку против русской артиллерии. Замысел атаки, предложенной лордом Регланом, командующим английскими экспедиционными войсками в России, был вполне понятен. Необходимо было выбить русские части с господствующих высот, с которым было удобно вести обстрел направляющихся к Севастополю войск союзников. Английская легкая бригада состояла из 5 гусарских эскадронов. План атаки предусматривал внезапную атаку сразу двух кавалерийских бригад, легкой и тяжелой, однако на убой были брошены именно легкие кавалеристы.
Итог ужасной атаки был страшен. Легкая кавалерия англичан была расстреляна русскими пушками в упор. На поле боя осталась лежать не одна сотня красных мундиров. С тех пор отношение к красным мундирам на берегах туманного Альбиона стало меняться. Довершили закат яркой военной униформы на поле боя военные действия на Юге Африки. Во время англо-зулуской войны, вспыхнувшей в конце XIX века зулусы, поддерживаемые голландскими охотниками-колонистами, буквально выкашивали британских солдат во время снайперского обстрела из луков и винтовок. Красная униформа английских солдат становилась прекрасной мишенью.
В заключение
Военные мундиры на пять столетий стали основным видом военного обмундирования. Униформа воюющих армий была представлена различными моделями, отличавшимися богатством фасонов, цветов и деталями оформления. Со временем поддаваясь влиянию модных тенденций, менялись фасоны. Каждый род войск считал необходимым приспособить военный мундир под свои нужды и потребности.
Наряду с кителями, которые становились то длиннее, то короче, появляются короткие куртки колеты и гусарские доломаны. Меняется и оформление мундиров приборами. Появляется в дополнение к суконному прибору, металлические детали. Становится популярным золотое и серебреное шитье. Пуговицы и галуны, эполеты и аксельбанты призваны выделить мундир из общего модельного ряда. В таком виде воинские мундиры продержались до начала Первой Мировой войны. После окончания военных действий в некоторых странах только царствующие особы продолжали носить военную парадную форму. Офицерские мундиры становятся больше похожими на модели мужского костюма. Уходят в прошлое яркие цвета ткани, на смену прибору приходят металлическая фурнитура .