Поварская одежда

Поварская одежда - униформа для специалистов, профессионально занимающихся приготовлением пищи. В связи с тем, что работа этого персонала предполагает обращение с пищевыми продуктами, форма просто обязана отвечать целому ряду требований.

Сегодня разрабатывают и производят достаточно обширный ассортимент поварской спецодежды. Это могут быть:

Поварская одежда – это, как ни крути, но одежда специального назначения, и она эволюционировала исключительно из практических соображений.

Например, почему поварской халат или куртка как правило, именно двубортные?

Ответ прост. Потому что избавиться от появившегося пятна можно просто перестегнув куртку на другую сторону.

Шьют поварскую одежду в основном из двойного слоя 100% натурального хлопка. Этот вид ткани позволяет защитить тело шеф-повара от случайного попадания горячей жидкости или просто от жара печи. Стоит отметить, что даже пуговицы на поварской одежде всегда обшивают тканью, чтобы избежать соприкосновения с кастрюлями, сковородками или другой кухонной утварью.

Повар средневековья

Обязательная деталь поварской одежды – платок — также появился неслучайно. На кухне почти всегда жарко, поэтому стильный платок сегодня раньше носил чисто практическое назначение – вытирание пота со лба. Незаменимая деталь в одежде кухмистера – фартук , назначение которого защищать форму от брызг. Передник чаще изготавливается из прорезиненной ткани, но одноразовые фартуки практичнее.

Самой отличительной деталью поварского костюма является его колпак. Достаточно вспомнить кинофильмы или самому заглянуть на кухню, например, отеля. Безо всякого сомнения вы сразу выделите того, у кого колпак самый-самый! Или высокий или сделанный из высококлассной ткани, но так или иначе главного в царстве яств вы определите сразу. Впрочем, так и задумано, чтобы зря время не тратить.

Поварской колпак – это узнаваемый и очень заметный вид поварской одежды, который является элементом отличия главного шеф-повара от его более молодых сотрудников.

Колпак пищевара – самый важный элемент одежды и главный атрибут поварского искусства. Подобный головной убор выполняет несколько функций:

  • имиджевую;
  • санитарно-гигиеническую;
  • практическую.

Удобная комфортная одежда предохраняет блюда от попадания волоса, а сам повар благодаря колпаку выделяется среди работников предприятия общественного питания. Аккуратный внешний вид шеф-повара – лицо любого заведения. Чем выше колпак, тем представительнее вид пищевара.

Сегодня шапка повара имеет различный вид: стильные береты , пилотки и разнообразного покроя шапочки.

Ткань для колпака годится и натуральная, и смесовая . Востребованы одноразовые головные уборы .

Куртки поварские

Поварская куртка может отшиваться из различных тканей, пищевары предпочитают заказывать шапки из пятноотталкивающего материала, но дышащего и стойкого к стирке. Ткань должна выдерживать химическую чистку, ведь пятна на одежде повара не редкость. Для повара важно использовать комфортную одежду, поэтому предъявляются особые требования к крою поварской куртки . Поварская курточка не должна стеснять движений, чаще всего она имеет свободный крой .

Как поварская спецодежда приобрела привычный для нас вид?

Изменения формы кухмистера происходило по практическим соображениям. Так, например, двубортную курточку можно вывернуть другой стороной в случае попадания на нее пятен. Для формы используется двойной слой хлопка, поварская одежда предохраняет повара от жара печи или попадания горячей жидкости.

Брюки кухмистера традиционно отшиваются из материала в мелкую клетку, на которой малозаметны пятна жира и жидкости.

Фурнитура на курточке всегда обшита материалом, так, например, пуговицы не контактируют с утварью кухонной.

Поварские брюки также имеют свою историю и качественные требования. Зачастую в современной поварской одежде штаны шьют из темной ткани или ткани в мелкую клетку, чтобы следы пролитой жидкости или пятен жира не были заметны. Раньше же вся поварская форма была исключительно белой, как бы в знак того, что кухня – это место чистоты.
Фартук или передник – это главнейший и важнейший элемент поварской одежды, поскольку он защищает творца пищевых изысков от пятен, брызгов жира или пара. Он появился как часть поварского гардероба чуть ли не раньше, чем другие ее элементы.
Пожалуй, единственным не практичным ныне элементом одежды повара является галстук . Ранее галстук-платок служил для вытирания пота со лба, теперь же его используют как стильное дополнение к наряду.

Традиционно поварская одежда состоит из колпака, куртки или халата, платка (галстука), брюк и фартука. Однако как сложилась история развития поварской одежды и как она приобрела привычный нам вид?

История поварской одежды

История поварского костюма

Очень часто в исторических фильмах, рассказывающих о средних веках, показывают поваров, и практически все они одеты в белые одежды и колпак. А ведь это историческая неточность! Белой поварская одежда стала лишь в XIX веке. Во Франции, известной своей необыкновенной кухней, жил-был повар по имени Мари-Антуан Карем (1784-1833). За свои многочисленные заслуги он имел прозвище Король поваров и повар королей. Вообще о нем хочется рассказать подробнее, потому что он этого заслуживает.

Карем родился в Париже в семье профессиональных кулинаров - кухмистеров, как их тогда называли. Его отец готовил для самых знатных фамилий времен Людовика XIV и воспитал целую плеяду известнейших в то время мастеров кулинарного искусства, был автором книги "Искусство французской кухни". В 1798 году Карем поступил в обучение к Сильвану Бейли, знаменитому кондитеру из Пале-Рояля, который и углядел в мальчике великое кулинарное будущее. Позже Карем работал у Талейрана, который периодически "сдавал его в аренду" самому Наполеону. Карем кормил не только великого полководца императора, но и его жену Жозефину, и принцессу Вюртембергскую. После падения империи Карем перебрался в Англию, сменил имя - носить имя покойной Марии-Антуанетты было чревато - где был шеф-поваром у принца-регента, Георга IV, потом побывал в России при дворе царя Александра I, и под конец жизни вернулся в Париж, где был шеф-поваром у банкира Ротшильда и у вдовы П.И.Багратиона княгини Екатерины Павловны Багратион-Скавронской.

Мари-Антуан Карем

В России - хоть и пробыл там меньше года - Карем стал основателем Петербургской школы кулинарного искусства. Попал он в Россию так: в апреле 1814 года, после окончания Отечественной войны, когда русская армия вошла в Париж, Карем обслуживал торжественный прием с участием русского царя. "За здоровье короля поваров Антонена Карема!" - провозгласил тогда тост Александр I. В 1819 году Карема посетил Федор Иванович Миллер, метрдотель Александра I, с приглашением прибыть в Санкт-Петербург.

К сожалению, за все эти месяцы ему так и не удалось покормить Александра. Вот почему, разочарованный, он вскоре уехал обратно в Париж. Однако его разочарование было связано не столько с этим или с застольными порядками при дворе - которыми он был изрядно впечатлен и которые и послужили толчком к его нововведениям - сколько с вопиющим казнокрадством, всевозможными интригами и подозрениями, сгущавшимися вокруг иностранного повара.

В Петербурге Карем не столько изучал русскую кухню, сколько реформировал ее. Именно благодаря его стараниям на русском столе появились салаты, винегреты и гарниры, в рецептах стала присутствовать точность (в отличие от старых рецептов: "возьмите малую щепоть того, смешайте с большой пригоршней этого и варите некоторое время". С его подачи в русской кухне появились всевозможные отбивные, эскалопы и бифштексы, котлеты и антрекоты. Он предложил использовать вместо тяжелого ржаного кислого для знаменитых русских пирогов и расстегаев умеренно легкое дрожжевое тесто из пшеничной муки.

Справедливости ради следует сказать, что вопреки устоявшемуся мнению, заслуга Карема состояла не столько в создании новых, оригинальных блюд, сколько в попытке придания кулинарии научной основы. Будучи хорошим учеником Брилья-Саварена (известного своим научным подходом к рецептуре) и обогатив его несколько любительский взгляд практическими навыками профессионального повара, Карем написал довольно много трудов, которые непосредственно приближались к изучению физиологии питания, научных аспектов правильной обработки пищи. Карем обратил внимание и на русские закуски, сделав из них наиболее специфическую и узнаваемую за границей особенность русского стола. Если ранее преобладала немецкая форма подачи закусок - бутербродным методом - то благодаря Карему закуски сервировались на специальном столе, причем каждый вид красиво оформлялся на отдельном блюде.

Количество закусок на столе настолько расширилось благодаря включению в меню ряда старинных русских рыбных, грибных, мясных и квашеных овощных блюд, что изобилие и разнообразие этих русских закусок до сих пор вызывает удивление и неизменное восхищение у иностранцев.

Однако Карем не только реорганизовал русскую кухню - он привнес в Европу достоинства русской сервировки. До него все блюда в Европе выставлялись на стол одновременно - и холодное, и горячее. Чтобы горячее не остывало, под блюда ставились спиртовки или они подавались на жаровнях. Обедающие сами наполняли свои тарелки. Неудобство заключалось в том, что есть приходилось не то, что хочется, а то, что ближе стоит. Карем пытался убедить европейцев, что гораздо удобнее питаться "по-русски", когда на стол сразу выставлялись только холодные закуски и фрукты, а все остальное приносил официант и все гости могли взять себе то, что пожелают, а не то, что ближе стояло - ведь меню объявлялось заранее. Правда, такая сервировка во Франции все равно не прижилась - считалось, что по дороге с кухни в столовую кушанье остывает. Оно и не удивительно, если вспомнить расстояния. Дворец - это вам не "хрущевка", где кухня от комнаты отстоит на один метр.

Реформа Карема коснулась и порядка подачи блюд к столу. Та самая "французская" расстановка на столе всех блюд сразу не подразумевала никаких перемен, по-русски же перемены были обязательны. Карем же количество перемен сократил и ввел такую последовательность в сервировке обеденного стола, при которой "тяжелые" блюда чередовались с "легкими" и возбуждающими аппетит. Изменилась и форма подачи: на стол стали ставить уже не целое животное или птицу, а нарезанное готовое блюдо. Как видите, Карем был убежденным реформатором. Его реформаторство коснулось не только кулинарии, но и всего оформления кухонь и внешнего вида поваров.

Мари- Антуан в один прекрасный день решил, что именно белый цвет будет более приемлемым на кухне. Свое решение он обосновал тем, что кухня - место "повышенной опасности", т.е. именно на кухне легче всего "напортачить" с едой и в итоге отравиться. Белый цвет, по его мнению, должен был символизировать чистоту, отсутствие всяческой заразы и т.п.

Реформа коснулась не только цвета поварской одежды, но и размера колпаков. Сам Карем носил колпак восемнадцати дюймов в высоту, это около сорока сантиметров. Остальные на кухне - в зависимости от ранга - носили колпаки разной высоты: чем выше ранг, тем выше колпак. Молодые поварята носили совсем низенькие, напоминавшие скорее шляпу. Кстати, по французским традициям поварской колпак должен иметь ровно сто складок - по количеству способов приготовления блюд из яиц, которые должен знать хороший повар.

Белая поварская одежда

Именно этот самый поварской колпак и является как бы визитной карточкой, по которой повара можно безошибочно узнать. А как он появился? История возникновения этого элемента поварской униформы довольно интересна. В XVI веке, в годы разгула инквизиции, поваров, как, впрочем, и представителей других ремесел, часто преследовали за свободомыслие. Особенно умелых поваров. Считалось, что вкусно приготовить можно только с помощью колдовства, обычному человеку это недоступно. Многие повара были вынуждены скрываться. А где можно скрыться от инквизиции? Только рядом с самой инквизицией - это известный парадокс. Так во время второй мировой войны самыми лучшими конспиративными квартирами являлись квартиры в непосредственной близости от полицейских участков, офисов гестапо, штаб-квартир фашистского генералитета. Вот и придумали повара спасаться от инквизиции: в монастырях. Там они носили ту же одежду, что и монахи: рясы и клобуки - высокие шапки . Так колпак потом и прижился в поварской одежде. С одним только различием: монашеская одежда была черного цвета, а поварская - серого. Серый для кухни - самый удобный цвет, потому что немаркий. А позже появился Карем со своими нововведениями.

Но как бы там ни было и что бы не послужило причиной выбора белого цвета, такая белоснежная одежда сразу же выделяет поваров из остального персонала ресторанов и кафе. По белой одежде и высокому колпаку также легко можно определить и главного шеф-повара.

Для чего нужен колпак как таковой, для хозяек вопросом не является. Да чтобы волосы в пищу не попадали! В последнее время повара часто используют вместо колпаков кепки , которые выполняют ту же функцию, что и колпак. Встречаются и банданы , и какие-то совсем уж немыслимые головные уборы , но в любом случае они есть - так положено санэпидстанцией и гигиеническими нормами. Женщины часто носят и косынки - для женских длинных волос этот вариант головного убора удобнее. Но если хозяева ресторанов придерживаются классической традиции и их шеф-повар носит именно колпак, то он все равно на двадцать сантиметров выше, чем головные уборы остальных. В ресторанах грузинской кухни для женщин традиционным головным убором являются шляпки-"таблетки" с небольшой фатой, в ресторанах с морской тематикой - бескозырки.

Вообще в разных странах в наше время это могут быть совершенно разные головные уборы . Так, например, в Индии традиционный колпак заменяет: кастрюля! Она надевается на голову под чалму и служит своеобразным шлемом-защитой от внезапных нападений разгневанных посетителей общепита. Хохма? Отнюдь! Если вспомнить, что в Индии с санитарией всю жизнь было как-то не совсем хорошо, а точнее, из рук вон плохо, то такая защита, особенно от непуганых европейцев, не привычных есть с пола вместе с крысами, может быть очень действенной. Чем только не били индийских поваров! И вилками-ложками, и мисками, и половниками, и даже табуретками! Говорят, некоторые европейские повара тоже переняли этот опыт защиты своей головы от родственников отравившихся посетителей.

Впрочем, никакой рассказ не обходится без запутанных и часто противоречащих друг другу историй. Так и история с возникновением колпака. Есть еще одна любопытная версия его происхождения. Точнее, легенда появления. Жил-был в Англии в 1727 году Георг II. То есть он и раньше жил, но именно в этом году - по легенде - обнаружил в обожаемом им гороховом супе насекомое. Тут же, понятное дело, страшно разгневался и приказал обрить наголо полсотни человек, работавших на кухне. Этим король не ограничился и повелел ввести новую должность при дворе: инспектора по гигиене. Еще одним указом было обязательное введение в униформу поваров колпака, защищавшего еду от попадания туда волос и насекомых. Забавная история, не правда ли? И если с введением должности санитарного инспектора вопросов не возникает - исторический факт, запечатленный документально, то с колпаком как-то не стыкуется. Если логически подумать, то неужели первое инородное тело с головы повара попало в еду лишь в 1727 году? Видимо, люди и раньше были умнее и не желали кушать жаркое с волосами. Поэтому головные уборы для поваров существовали, наверное, столько, сколько существует сама профессия. Да и ни одна хозяйка не захочет взбучки от мужа, который выудит из супа что-то непотребное.

Кстати, профессия повара всегда была в большом почете - и в средневековой Европе, и в других странах. В Германии, например, еще в 1291 году дворцовый шеф-повар был одним из четырех наиболее значительных лиц при Дворе. Во Франции шеф-поваром вообще не мог стать человек низкого происхождения - ими становились самые именитые дворяне. Должность главного винодела при французском дворе была третьей по значимости после должности камергера и главного конюшего. После них следовали управляющий выпечкой хлеба, главный виночерпий (все-таки Франция!), потом шеф-повар, потом управляющие того, что сейчас называется ресторанами. И лишь потом маршалы и генералы! На самой же кухне работало более восьмисот человек, и иерархия этих кухонных работников была очень сложной и строгой. Все работники были взаимозависимыми, но самая важная должность была у главного по мясу. Должность характеризовалась доверием и почетом у короля, ибо от яда в те славные времена не был застрахован никто. Но и спрашивалось с бедняги больше всех. В его распоряжении было шесть человек, в обязанность которых входил выбор и приготовление мяса на весь Двор.

В Англии, при дворе Ричарда II работала тысяча поваров и триста кухонных лакеев (официантов - выражаясь современным языком), которые обслуживали десять тысяч дворян, обитавших или служивших при Дворе.

У короля Карла VI тоже был немаленький штат кухонных работников. Только его знаменитый повар Тайлевант имел в своем подчинении сто пятьдесят сотрудников. С годами поварская униформа эволюционировала, в основном из практических соображений. Например, почему поварская куртка стала двубортной? Если вспомнить, что кухня по-прежнему является тем местом, где легко испачкаться, посадив на одежду кучу пятен разного происхождения, а фартук закрывает лишь нижнюю часть тела, то надо было придумать что-то такое, что позволяло бы куртке дольше оставаться чистой. Так куртка стала двубортной: чтобы ее можно было легко застегнуть на другую сторону в случае попадания на нее пятен. Шьется куртка из двойного слоя хлопка, который призван защитить повара от жара или случайного попадания горячей жидкости. Пуговицы на куртке тоже необычные. Они обтянуты тканью, чтобы избежать контакта пластмассы с кастрюлями, сковородками и другой кухонной утварью.

А вот брюки свой цвет с течением времени изменили. До Карема они были серыми, после Карема - стали белыми, в наши дни их шьют из хлопковой ткани в мелкую черно- белую клетку. На такой ткани меньше видны следы пролитой жидкости и пятна жира. Впрочем, в последнее время брюки и даже куртки могут быть совершенно любого цвета - бордового, винного, синего, зеленого... Можно найти даже джинсовую униформу для поваров. Поварские куртки могут быть как однобортными, так и двубортными, или же вообще без пуговиц в виде рубахи. Они могут быть даже черного цвета, как, например, в Финляндии или Японии. С Финляндией непонятно, а вот с Японией понятно, и даже очень: в восточных традициях белый цвет - цвет смерти.

Повар

На протяжении полувека поварская форма претерпевала изменения, вызванные в основном практическими соображениями. Китель , к примеру, стал двубортным, чтобы в случае попадания соусов, других видов загрязнений на переднюю часть полочки, можно было легко застегнуть его на другую сторону. Шьют такие куртки из двойного слоя натурального хлопка, защищающего кулинара, пекаря от случайного попадания пара, горячей жидкости. А вот брюки , которые прежде были серыми, изменили свой цвет и стали чёрно-белыми в мелкую клеточку. На такой одежде пятна и следы пролитой жидкости малозаметны.

Передник, являющийся непременным атрибутом поварской униформы, вопросов о своем происхождении не вызывает: он призван защищать одежду поваров от пищевых пятен и жира. Что касается платка (галстука) на шее у шеф-повара, то изначально он имел чисто утилитарные функции. Такой платок служил для вытирания пота, так как в кухне было очень жарко. Сейчас его носят больше из эстетических соображений как декоративный элемент.

Еще одним обязательным элементом поварской одежды служат защитные рукавицы - прихватки, как их называют в быту хозяйки. Они призваны защитить руки поваров от соприкосновения с горячей плитой и посудой.

Об актуальных требованиях к поварской одежде и костюмам поваров

Основные требования, которым должна отвечать современная спецодежда для поваров и работников пищеблока, это:

• удобство носки :

• свободный крой :

• внешняя привлекательность;

• практичность (удобство дезинфекции, стирки);

• применение в процессе производства особых материалов, имеющих жиро- и водоотталкивающие пропитки.

Чтобы минимизировать задержку на униформе для поваров всевозможных загрязнений, такие изделия принято изготавливать без лишних деталей. Как правило, рукава куртки бывают недлинными и неширокими, а горловину украшает плотный стоячий воротничок. В карман же может быть помещен лишь платок.

Надо сказать, что поварская одежда обязана отвечать общим требованиям, то есть быть долговечной, добротной, комфортной, не стесняющей движений, способной хорошо переносить многочисленные стирки. Материал основы должен быть таким, чтобы исключить саму возможность попадания каких-либо частиц (или частей) от униформы в приготавливаемую пищу.

Несмотря на то, что фартук не является обязательным атрибутом, его использование крайне желательно. Ведь он защищает другие элементы одежды от всевозможных загрязнений, которых на кухне предостаточно. Надо сказать, что и сменить фартук при необходимости гораздо быстрее и проще, нежели другие части костюма.

Непременный элемент рассматриваемой спецодежды – поварской колпак. Он должен плотно охватывать голову, чтобы исключить попадание волос в готовящиеся блюда.

Особенности используемых тканей в одежде для поваров

Поварская одежда достойного качества обычно изготовлена из тканей, которые содержат в своем составе от 40 до 100% хлопка. Помимо этого, используемый текстиль должен быть пропитан особыми составами для придать основе масло- и водоотталкивающих свойств. К наиболее популярным веществам, которые применяют для модификации материала, относят соединения на базе скотчгарда и тефлона. При таком пропитывании ткани вокруг волокон полотна образуется незаметная глазу, но крайне эффективная защитная оболочка.

Кроме того, немаловажна и плотность используемого материала. К примеру, бюджетные модели нередко изготавливают из тканей с показателем 160-180 г/м2, в то время как основа добротных образцов характеризуется значением плотности в 190-220 г/м2.

О классике и современности поварской одежды

В классическом варианте одежда для повара включает в себя брюки , китель (просторную куртку), защитные рукавицы-прихватки, фартук , головной убор . В качестве последнего могут выступать кепи , бандана , косынка или традиционный гофрированный поварской колпак. Однако такая одежда может носить как будничный, так и торжественный характер (скажем, быть предназначенной для выступлений на конкурсах). Если кулинар работает на виду у публики, то его униформа перестает быть только лишь рабочим костюмом. В этом случае поварская одежда может быть отделана, к примеру, декоративной фурнитурой или кантом.

Продуманная организация рабочего процесса — гарантия эффективной работы. Практичная и комфортная поварская униформа играет здесь весьма значимую роль. Её основное назначение - сделать напряжённую трудоёмкую работу служителя кухни оптимально комфортной, приятной и эргономичной. Современные требования к текстилю для пошива поварской одежды весьма высоки. Китель , фартук ,брюки, колпак должны иметь отличную гигроскопичность, не стеснять движений. Предпочтительно выбирать костюмы из 100% натуральных полотен.

Их преимуществами является:

  • лёгкость;
  • антистатичность;
  • высокая износостойкость;
  • способность сохранять безупречный вид на протяжении всего срока использования (изделия не подвержены усадке).

Впрочем, сегодня униформа для пекарей, кондитеров и поваров может быть не только белого, но и зелёного, бордового, синего, винного цветов, комбинированной, а также сшитой из смесовых тканей или материалов, содержащих полиэфирные волокна. Среди новинок – фартуки , которые изготавливают, используя 4-х стороннюю технологию: изделие надевают не только лицевой, но и обратной стороной, а в случае загрязнения переворачивают наизнанку.

Для кителей, брюк, колпаков производители используют новые высококачественные ткани, например, chef-tex. Она состоит из нано-волокон, которые в 100 раз тоньше человеческого волоса. Благодаря этому материал мгновенно впитывает влагу, быстро распределяет её по волокнам, уменьшая время высыхания, позволяет сохранять прохладу и комфорт пользователя в условиях высоких температур. В сравнении с другими материалами chef-tex лучше и дольше сохраняет форму, обеспечивая изделиям более продолжительный срок службы и безупречный (как у накрахмаленных вещей!) внешний вид. И конечно, корпоративная униформа – лицо компании. Поэтому большинство моделей украшает изысканная компьютерная вышивка, эффектные нашивки , используется отделка в фирменных корпоративных цветах предприятия.

В заключение не столько об одежде, сколько о гигиене. По санитарным нормам (во всех странах!) на руках поваров (и официантов, кстати, тоже) не должно быть никаких ран - порезов, нарывов, и даже обыкновенных ссадин или ожогов. Эти раны являются рассадником микробов-стафилококков, которые могут послужить причиной тяжелейшего отравления и кишечных заболеваний вплоть до летального исхода. Так что если увидите в точке общепита повара или официанта с забинтованным пальцем - бегите оттуда насколько можно быстрее. Это означает, что владелец этого общепита и сам повар - люди неграмотные, а если грамотные, но все равно ходят с ранами по пищеблоку, то им наплевать на здоровье посетителей - их волнует лишь прибыль.

Задать вопрос
Читайте также
Поварское и кулинарное искусство относятся к той сфере человеческой деятельности, в которой особо ценятся стабильность и традиционность. Относительно невелик процент людей приветствующих экспериментальное направление молекулярной кухни или попытки контрастных вкусовых сочетаний в космополитичном направлении фьюжн-кулинарии. Основная масса потенциальных посетителей кафе и ресторанов заранее представляет шеф-повара в белоснежной двубортной куртке и причудливом колпаке, этот образ у многих
 
Вы являетесь руководителем организации, работающей в сфере ресторанного бизнеса Тогда, вероятно, вы понимаете важность снабжения обслуживающего персонала вашей организации качественной спецодеждой. Обслуживающий персонал ресторанного бизнеса является лицом всей организации, так как именно официанты вступают в контакт с посетителем первыми и от того, насколько хорошо они выглядят и какие у них манеры, зачастую и зависит повторное посещение вашего заведения. Официанты это часть атмосферы общепита,
 

Все товары, по тегам

Форма одежды
Орлово-Давыдовский пер., 3с3 Москва
8 (800) 100 48 36 info@forma-odezhda.com