Еще один взгляд на историю камуфляжа

История камуфляжа

В сравнительно недалеком прошлом, немногим более 100 лет назад, военная одежда все еще была яркой и многоцветной. Мундиры всех цветов радуги, блестящие пуговицы , пышные аксельбанты , цветные перевязи, сверкающие эполеты , алые и белые штаны, высокие кивера с длинными разноцветными султанами, горящие на солнце медные кирасы и шлемы, украшенные орлами. Солдата было видно издалека, и спутать его с гражданским человеком, а уж тем более с неодушевленным предметом было невозможно. Этим преследовались две цели: с одной стороны, запугать противника своим грозным видом, и с другой – дать возможность полководцу издалека видеть свои войска и различать полки между собой. Наиболее грозные силы вдобавок выделялись какими-либо хорошо заметными деталями одежды. Например, в русской армии XVIII века артиллеристы носили алые мундиры, а гренадеры – высокие шапки с блестящими медными налобниками. Ни о какой маскировке вроде здесь не могло идти и речи.
История развития камуфляжа как военной формы начинается с начала 20 века.
До прошлого века камуфляж как способ визуальной маскировки военной формы в армиях не применялся кроме случаев скрытных действий из засады отдельными отрядами. Так, например, 19 апреля 1775 года в бою при Лексингтоне двухтысячный английский отряд был разгромлен подразделением, состоявшим из нескольких сотен колонистов. Зеленые охотничьи куртки и енотовые шапки вестманов хорошо их маскировали среди лесной чащи. Это сражение наглядно показало преимущества тактики камуфляжа перед линейными прусскими построениями и пагубностью яркого, заметного обмундирования.
Совсем необязательно пытаться стать совершенно невидимым для противника. Это сделать крайне трудно, а нередко и вовсе невозможно. Но вот предстать перед противником совсем не тем, кто ты есть на самом деле, и тем самым запутать его – значительно проще.


Блестящий пример подобного камуфляжа был продемонстрирован во время знаменитой Полтавской битвы 27 июня 1709 года. В ночь перед битвой Петр I приказал Новогородскому полку поменяться мундирами с недавно сформированным Ладожским. Первый имел синие мундиры, а второй – серые. Как и ожидал Петр, шведы ударили по полку, одетому в серые мундиры, надеясь легко смять русских новобранцев. Но на их пути оказались новгородские ветераны, имевшие значительный боевой опыт (около 8 лет). Шведы оказались обмануты цветом мундиров. Атака была отбита.
Но это был не первый опыт Петра по камуфляжу. Еще во время второй осады Нарвы летом 1704 года он переодел в шведские мундиры два драгунских и два пехотных полка и с их помощью имитировал атаку с тыла на русские войска, осаждающие крепость. Комендант крепости попался на эту уловку и совершил вылазку, едва не закончившуюся падением Нарвы.
Поняв, что этот цвет спасает жизнь, англичане стали перекрашивать в него все, что поддавалось окраске. Мундиры и штаны, головные уборы и ботинки , одеяла и носовые платки, штабная мебель и палатки , ремни и белье – все приобретало цвет табачных листьев. Наиболее ретивые пытались перекрашивать в драб даже… кавалерийских лошадей, обозных мулов и служебных собак.
С 1880 года униформа подобного цвета стала появляться и в британских подразделениях в Индии. В традиционной тропической форме британской армии преобладал белый цвет, и новая форма получила название « хаки », что в языке хинди означало « пыльный, грязный » (в хинди это слово попало из другого языка – фарси – где оно означало « грязь », в смысле земля или почва). Теперь это слово есть практически во всех языках мира.

Японцы, эти старательные ученики, которые всегда быстро превосходят своих учителей, мгновенно сделали должные выводы. Вслед за англичанами они переодели свою армию в форму, которая совпадала по цвету с тоном местности. Ландшафт Юго-Восточной Азии имеет иную цветовую гамму, нежели африканский. Японцы подобрали наиболее подходящий тон, нечто среднее между оливковым и желтым. Спустя два года в униформе цвета хаки японские солдаты встретились на полях Маньчжурии с русскими полками. Российское военное ведомство не сделало ровным счетом никаких выводов из Англо-бурской войны. Впрочем, и другие страны тоже. Даже в самой Великобритании после долгих и ожесточенных дебатов нашли компромиссное решение – униформа английской армии остается неизменной, но для боев на особых театрах военных действий разрешается носить форму цвета драб.
В общем, в Русско-японскую войну русская армия вступила в солдатских белых гимнастерках и почти черных шароварах. Офицеры щеголяли в ослепительно белых кителях со сверкающими золотыми и серебряными погонами, офицерскими поясами и портупеями, обшитыми золотым и серебряным галуном, цветных фуражках с белыми чехлами. Меткий огонь японской пехоты, к которому добавлялся огонь пока еще немногочисленных пулеметов, быстро отбил у нашей пехоты желание ходить в атаку так, как это делалось в XIX веке. Японцы стреляли, сами оставаясь невидимыми. Пришлось русским солдатам и офицерам перекрашиваться в защитный цвет уже во время боев.
Между 1905 и 1914 годами военные разных стран исследовали зависимость заметности солдата на поле боя от цвета его мундира. Выяснилось, что самые заметные цвета – белый , ярко-желтый, черный , синий , красный , темно-зеленый, ярко-зеленый, коричневый и голубой , а наименее заметные – желто-коричневый, серый , сине-серый, оливковый , желто-зелено-серый и серо-голубой.
Многие страны сделали из Русско-японской войны верный вывод. Но внедрение защитного цвета далось военным, привыкшим к ярким цветным мундирам, нелегко. В России униформа защитного цвета была введена повсеместно лишь в 1907 году, в Швеции – в 1906-м, в Австро-Венгрии – в 1909-м, в Германии и Италии – в 1910-м. Самыми консервативными оказались французы. Первые эксперименты с защитной униформой они начали лишь в 1912 году, так что к началу Первой мировой войны новая походная форма лежала лишь на складах. В свои первые атаки французские пехотинцы пошли в алых брюках, ярко-синих мундирах с огромными красными эполетами и в разноцветных кепи . Трудно поверить, но факт остается фактом – французская армия надела защитное обмундирование лишь к лету 1915 года.


К концу Первой мировой русская армия носила тусклый серо-желто-зеленый цвет, англичане – драб, немцы – фельдграу (зеленовато-серый), французы – серо-голубой. Но когда началось осмысление опыта войны, специалисты пришли к однозначному выводу – защитного цвета для надежной маскировки недостаточно. Цвет одежды, наиболее подходящий на одной местности, демаскировал солдата на другой, да и достаточно большое однотонное пятно (фигура солдата в защитном обмундировании) все же выделялся на фоне местности, которая крайне редко имеет монотонный цвет. Скажем, хаки , отличный маскирующий цвет летом на фоне выгоревшей травы, перепаханной снарядами земли, выглядел тусклым пятном на фоне сочной яркой зелени весенних полей или тем более – на фоне снега зимой.
Стремление создать подходящее для всех видов местности обмундирование привело к пониманию того, что оно не должно иметь равномерную окраску. Первая идея пятнистого камуфляжа состояла в том, что на одежде должны одновременно присутствовать несколько цветов. Так родилась хорошо всем известная камуфляжная окраска.
В 20х годах в советской России командование Красной армии быстро сделало правильные выводы – была сформирована Высшая школа военной маскировки. Уже в 1927 году появились три вида маскировочной одежды. В Государственном институте АН СССР были начаты фундаментальные научные исследования основ маскировки войск и техники с привлечением выдающихся ученых С. М. Вавилова, В. В. Шаронова и др. Для сравнения уровня приведём пример – первый камуфляжный рисунок, использовавшийся американской армией, был разработан садоводом Н.Гиллеспи.
в начале 30-х годов в СССР были разработаны костюмы с унифицированным деформирующим рисунком больших амёбообразных пятен, которые в сочетании с мешковатостью самого костюма, хорошо « разбивали » силуэт человека. В таких « маскировочных халатах » Красная Армия и вступила в Великую Отечественную войну.


Расцветка и форма маскировочного костюма « разбивала » силуэт человека, а не пытались слить его с окружающей местностью. Цвета рисунка камуфляжа были подобраны с учётом различной местности и времени года, например чёрные деформирующие пятна по травянисто-зелёному фону для лета, или грязно-коричнево-жёлтый фон с тёмно-коричневыми « амёбами » для осени.
Маскировочные халаты и костюмы надевались поверх обмундирования и снаряжения, доступ к которому осуществлялся через специальные прорези. Огромный капюшон натягивался непосредственно на стальной шлем или фуражки и скрадывал очертания плечей и головы.
Помимо костюмов были разработаны ковры, имитирующие траву, маски для станковых пулемётов, оригинальная маскировочная бахрома-лента с вплетённым в неё мочалом – ей обматывались по голове и плечам.

Потенциальные противники тоже не сидели сложа руки – в Германии в 1931 году был разработан рисунок камуфляжа Spliter (« осколок » – нем.) из ткани с этим рисунком во время войны производились плащ-палатки, блузы, чехлы для стальных шлемов.
Свои исследования в этой области проводило и ведомство Гимлера – в годы войны войска СС использовали до семи видов рисунков в разных вариантах расцветки. В современном бундесверовском « флектарне » явно просматривается влияние рисунка образца 1944 года « горошина ».
Конечно, наша армия уступала немецкой по массовости применения камуфлированных предметов обмундирования – у нас они стояли на снабжении в разведывательных, инженерно-штурмовых и снайперских подразделениях, но доработка и совершенствование средств маскировки, с учётом фронтового опыта, велись постоянно.
В 1944 году были проведены исследования трофейных средств маскировки. На основе обобщённого опыта в конце войны появился новый трёхцветный рисунок, напоминавший вышивку крестом (американцы додумались до этого только через пятьдесят лет). Такой рисунок создаёт оптическую иллюзию смазанности и совершенно не привлекает внимания.
Дополнительно ткань прокатывали « амёбами » светлого оттенка. Связано это с тем, что мелкопятнистый рисунок, хорошо маскирующий на близком расстоянии, на больших дистанциях сливается в сплошное пятно. Тут-то и начинают « работать » большие пятна – практически идеальная маскировка .
После войны в институте проводилось обобщение и исследование опыта боевых действий. Вместо маскировочного костюма в 1950 году на снабжение был принят маскировочный комбинезон . В 1957 году он был модернизирован. В конструкции комбинезона были введены шлёвки для крепления растительности – совсем не лишний элемент.

Комбинезон до сих пор служит во многих разведподразделениях – из старых запасов. Для мотострелковых подразделений деформирующий рисунок наносился на специальную ткань крупного полотняного плетения. Костюм КЗС из этой ткани, предполагалось носить поверх обычного обмундирования или ОЗК (очень разумный шаг, учитывая, что деформирующий, контрастный рисунок, хорошо работающий в подлеске, совершенно не подходит для открытого пространства, где наоборот необходимо что-нибудь грязно-жёлтое или серо-зелёное).
Костюм широко применялся в Афганистане и досих пор пользуется популярностью на Северном Кавказе – в тридцатиградусную жару можно существовать только в х/б сетке. Правда уже в 70-х годах стало ясно, что все эти образцы устарели. Кстати, интересно, что отечественный двухцветный камуфляж на западе называют « компьютерным » (computer madding).
Рисунок напоминает листья дуба и выполнен в нескольких цветовых вариантах. Светло-серые по тёмно-зелёному фону ( комбинезон также выворачивался на ночную, менее контрастную сторону), и жёлтые пятна на травянисто-зелёном фоне. Рисунок хорошо работает в подлеске в сочетании с тенями от растительности, но деформирующий рисунок слишком повторяется, а контрастные светло-серые пятна на близком расстоянии привлекают внимание.
В начале 80-х годов, в институте, в рамках тем « Озимь » и « Левзея » начались исследования по новым образцам деформирующей окраски и подбору соответствующих тканей. В 1984 году было принято постановление о принятии на снабжение новой полевой формы одежды.
Камуфлированная ткань для нового обмундирования производилась по образцам, разработанным институтом в ходе ОКР (опытно-конструкторской разработке) « Бутан ». Необходимо заметить, что отечественные рисунки камуфляжа, в отличие от западных, не имеют названий и различаются по артикулам.
Существующие и обиходе и литературе названия являются сленговыми, из-за чего « дубками », « листопадами », « берёзками », « амёбами » зачастую называют совершенно разные рисунки. Камуфляж , разработанный в ходе ОКР « Бутан », практически идеально разбивает силуэт человека на фоне растительности – одинаково хорошо и с пяти шагов, и со ста метров; и летом, и зимой при условии соблюдения изначальной колористки (вот это является проблемой).


В конце 80-х ВДВ и морскую пехоту переодели в новое камуфлированное полевое обмундирование. К сожалению, сейчас ткань с таким рисунком используется только при производстве костюмов для лётного состава ВВС .
В 1994 голу рисунок был заменён другим, более универсальным, также разработанным в институте. Рисунок издалека напоминает листву молодых берёзок и неплохо маскирует на луговых и степных фонах, но имеет несовременный дизайн и непривлекательный внешний вид.
В конце 90-х годов ИВУ МО на его основе запустило в производство новый рисунок « Флора ». В нём явно прослеживается влияние « тигрового » рисунка времён вьетнамской войны – единственного по-настоящему удачного, и продуманного камуфляжа в американской армии. Несмотря на свой довольно « страшненький » внешний вид, « флора » очень даже хорошо маскирует в средней полосе России, получше разных « вудландов », « диджиталов », « флектарнов » и т. п
Связано это с проведённым в институте хорошим подбором оттенков зелёного и коричневого цветов, а также горизонтальным распределением теней в подлеске. Из-за характерных полос, в войсках камуфляж быстро прозвали « арбузным ».
Специалисты ЦВУ МО просто « положили » укрупненный и округленный предыдущий рисунок набок, с сохранением прежних цветов. Камуфляж хорошо работает до пятидесяти метров, а после застирывания до ста.
В 2008 году был разработан новый тип камуфляжа – цифровой. О нём известно немного, практического применения в войсках нет, а единственной реальное участие данного камуфляжа в каких либо мероприятиях ВС РФ – парад на Красной площади 9 мая 2008 года.


Добиться нужного набора цветов, чтобы хотя бы один из них совпадал с фоном местности, практически невозможно. Приходится довольствоваться только общим совпадением: на местности с преобладанием зеленого цвета – различными оттенками зеленого, на песчано-пустынной – серо-желтыми и серо-коричневыми тонами.
Возникает еще один вопрос – какой насыщенности должны быть цвета маскировочной одежды? И сколько цветов должен иметь камуфляж? Много – окажется, что одного-двух совпадающих цветов явно не хватает для маскировки. Мало – трудно рассчитывать, что на местности будут именно эти тона.
Методом проб и ошибок специалисты в конце концов поняли – человек хорошо распознает и выделяет на общем фоне предметы, внешние и внутренние контуры которых ему знакомы. Часто глазу достаточно хотя бы частично распознать предмет, и мозг дорисовывает в сознании все остальное. И наоборот – нередко достаточно показать предмет под углом зрения, под которым человек никогда его не видел, и хорошо знакомый предмет не будет опознан.
В общем, непростая это задача – сделать так, чтобы противник увидел, но не распознал то, что должно быть от него скрыто. А не распознав предмет, невозможно понять – представляет ли он опасность. В этом-то как раз и состоит основной принцип камуфляжа – быть невидимым, будучи видимым.

Задать вопрос
Читайте также
Камуфля ж фр. camouflage маскировка пятнистая маскировочная окраска, применяемая для уменьшения заметности людей, вооружений, техники, сооружений за счёт разбивания силуэта изделия или предмета.
 
Камуфля ж фр. camouflage маскировка пятнистая маскировочная окраска, применяемая для уменьшения заметности людей, техники, сооружений за счёт разбивания силуэта предмета. Маскировка совокупность мероприятий по уменьшению видимости своих войск неприятелю и введения неприятеля в заблуждение по поводу расположения своих оборонительных сооружений. Инженерная разведка перед маскировкой Цель инженерной разведки получение необходимых данных для принятия правильного
 
История появления камуфляжа 1 Здесь не будут рассмотрены виды камуфляжа техники ибо тема более чем необъятная . 2 Не будут рассмотрены виды камуфляжа снайперов т.к. это чересчур индивидуально и также необъятно . Историю развития камуфляжа нужно отслеживать с конца 19-начала 20 века. Весь 19 век армии принимали участие в основном в крупных сражения Наполеоновские войны, Войны в Европе, Крымская война, русско-турецкие войны, колониальные войны Сражения в основном происходили крупными войсковыми соединениями.
 
Камуфляжи мира: виды, расцветки, история создания В различных странах по-разному подходили к камуфляжному обмундированию. Во-первых, камуфляжные расцветки меняются со временем, совершенствуя защитные функции и адаптируясь к различным типам местности. Во-вторых, различные типы войск имеют различный камуфляж . Не всегда камуфляж получался удачным. Так, например, американцы попали впросак в лесном камуфляже, адаптированным для лиственного леса средней полосы, в пустынях Афганистана и Ирака. Ошибка была исправлена, но стоимость
 
Камуфляж от французского camouflage маскировка один из видов защиты личного состава, техники и вооружения, применяемого в целях затруднения распознавания противником различных объектов визуальным способом и с помощью оптико-электронных или фотографических средств разведки. Камуфляж представляет собой многоцветную чаще всего 2-4-х цветную крупно-, либо мелко-пятнистую окраску, искажающую контуры объекта вследствие слияния цвета и форм отдельных пятен
 
Камуфляж от франц. camouflage маскировка , один из видов маскировочного окрашивания, применяемого в целях затруднения опознавания различных объектов с помощью визуально-оптических и фотографических средств разведки Большая советская энциклопедия . Человек, скрывающийся в определенной местности, может быть замечен другими людьми или животными, когда он неподвижен и когда он перемещается. В первом случае демаскирующим фактором является явный контраст с окружающей обстановкой,
 
Еще чуть больше 100 лет назад военная форма была яркой, красочной и многоцветной. Военного можно было увидеть даже издалека, с обычным прохожим спутать его было совершенно невозможно. Такая пышная форма необходима была, во-первых, чтобы запугать противника своим суровым и строгим видом. Кроме этого, полководцы по цветам и видам формы могли различать где свои солдаты, а где противник. В те времена никто и не думал о маскировке. История камуфляжа начинается более 100 лет назад История
 
Задайте вопрос любому туристу, охотнику, рыбаку, геологу или военному какую одежду и защиту они предпочитают использовать в затруднительных условиях У всех ответ будет однозначным конечно военную. Почему камуфляж пользуется таким спросом и для чего он вообще нужен Ответы на эти вопросы будут раскрыты в данной статье. Ознакомиться с обзором характеристик и производителей мембранной обуви можно здесь. Камуфляж предпочитают использовать не только военные, но туристы с охотниками
 
Известно, что камуфляж был двухцветный светло- и темно-зеленый основа , шел пятнами или ломаными частями Клякса . Америка имела камуфляж светло-зеленая основа и темно-зеленые, светло- и темно-коричневые пятна. Камуфляж применялся Корпусом Морской пехоты на Тихом океане. Италия создала свой первый камуфляж в 1929 году Он состоял из тех же трех цветов - светло-коричневый почти бежевый , светло-зеленый и темно-коричневый,
 
О камуфляжах Камуфляж , также известный, как окраска, вводящая в заблуждение, иначе говоря, позволяет видимому организму или объекту оставаться неразличимым от окружающей сливаться с окружающей средой среды. Камуфляж является одной из форм обмана, защитный камуфляж используется для маскировки людей, животных, или в военных целях. Камуфляж , является средством маскировки, позволяющим видимым объектам и организмам быть не различимыми
 
Военная одежда нашего времени сильно отличается от той, которую носили раньше. В прежние времена пользовались большой популярностью пестрые мундиры с пышными аксельбантами и блестящими пуговицами. Солдат в таком мундире был хорошо заметен издалека, а перепутать его с гражданским было совершенно невозможно. Считалось, что яркая военная форма способна испугать противника, а также поднять боевой дух самого солдата. Камуфляж вызвал интерес у военных стратегов только в
 
Специальная одежда , основным предназначением которой является маскировка человека на фоне природных особенностей местности, появилась более ста лет назад. Такой вид одежды получил название камуфляж от франц. camouflage маскировка и с тех пор получил большое распространение практически во всех вооруженных силах мира. Смысл маскировочной одежды заключается в том, что при ее изготовлении на лицевую сторону материала наносится специальный рисунок, который наиболее
 
Часто можно видеть в кино или в новостях военных одетых в различные виды формы и расцветок. Но мало кто знает их название, происхождение и какие страны используют. Проведем краткий ликбез по видам камуфляжей стран НАТО. Итак... Woodland - лес , был разработан для армии США в начале 80-х годов. Woodland одна из самых распространенных расцветок камуфляжа по всему миру, благодаря своей популярности имеет множество модификаций. Woodland это четырех цветный рисунок соединяющий в
 
Слово камуфляж в переводе с французского языка означает маскировка - это пятнистая или пиксельная маскирующая окраска, применяемая для уменьшения заметности в условиях окружающей среды одежды людей, техники, в оружия и других предметов за счет размывания и разбивания силуэта предмета или человека.Камуфляж предназначен и используется для затруднения опознавания противником очертаний человека или техники на местности при использовании визуального, фото, или оптоэлектронного
 
Woodland - лес Камуфляж Woodland был разработан в начале 1980-ых годов для армии Соединенных Штатов Америки США . Расцветка Woodland является до сих пор самой распространенной расцветкой американского камуфляжа по всему миру и имеет более нескольких десятков клонов. Камуфляж расцветки Woodland Лес представляет собой четырёхцветный рисунок, состоящий из светло-зелёных, темно-зелёных, коричневых и черных пятен. Довольно часто американский
 
Камуфляж маскирующая окраска военной формы, однотонная или многоцветная массово начал использоваться военными всего мира относительно недавно с конца XIX в. До этого военная форма выглядела намного привлекательнее яркие цвета, в основном синий , красный и белый , эполеты , блестящие пуговицы . Все это сильно облегчало управление войсками на местности. Потом технический прогресс и совершенствование методов ведения войны потребовали сделать
 
Расцветка для различных типов местности англ. Multi-Terrain Pattern сокращённо МТП , англ. MTP камуфляжная расцветка, наносимая на современноеснаряжение армии Соединённого Королевства. Британский военнослужащий в форме одежды, расцветки МТП , Афганистан История В ходе реализации одной из частей программы Министерства обороны по исследованиям и развитию в области персонального снаряжения и унифицированной формы униформа в качестве вероятных
 
В 2004 году армия США совершила колоссальную ошибку. Она представила новый цифровой камуфляж, способный работать во всех средах UCP, Universal Camouflage Pattern . Спустя несколько месяцев в один день разгорелась война в Ираке, и каждый солдат на земле узнал правду пытаясь работать в каждой ситуации, UCP не справился ни с одной. К сожалению, гонка вооружения, в рамках которой пытались создать узор камуфляжа, который будет работать, была обречена на фиаско. В 2012 году The Daily назвал
 
Камуфляж это способ, используемый для сокрытия присутствия человека, техники, оборудования или установки, который делает их незаметными и сливающимися с окружающей местностью. С 1850-х годов, военные во всем мире приняли концепцию маскировки, чтобы скрыть видимость и движение своих войск от противника. До этого времени, как правило, военнослужащие были одеты в форму, которая состояла из ярких, легко узнаваемых цветов. Именно англичане в Индии, первыми сменили свои ярко-красные мундиры в
 
История камуфляжа насчитывает чуть более 100 лет и начинается со времен Англо-бурской войны, в которой англичане поначалу несли большие потери, особенно среди офицерского состава, из-за красивой формы с преобладанием красного цвета. Потери удалось сократить только благодаря переодеванию армии в одежду цвета хаки - однотонный камуфляж болотно-зеленого оттенка. Возникает вполне закономерный вопрос почему, казалось бы, такое простое решение не приходило в голову военных раньше
 
Общие принципы. Российские камуфляжи На снабжении практически всех современных армий находится обмундирование, предназначенное для использования непосредственно на поле боя, полевая форма. У большинства армий мира данная форма имеет камуфлированную окраску. В данном материале приводится обзор основных камуфляжных расцветок, применяемых в настоящее время в различных армиях мира. Также следует заметить, что в данном материале не рассматриваются темы покроя форменного обмундирования, качественных
 

Все товары, по тегам

Форма одежды
Орлово-Давыдовский пер., 3с3 Москва
8 (800) 100 48 36 info@forma-odezhda.com