1) Здесь не будут рассмотрены виды камуфляжа техники (ибо тема более чем необъятная).
2) Не будут рассмотрены виды камуфляжа снайперов (т.к. это – чересчур индивидуально – и также необъятно).
Историю развития камуфляжа нужно отслеживать с конца 19-начала 20 века.
Весь 19 век армии принимали участие в основном в крупных сражения: Наполеоновские войны, Войны в Европе, Крымская война, русско-турецкие войны, колониальные войны…
Сражения в основном происходили крупными войсковыми соединениями. Соответственно в гуще боя мгновенно определить кто рядом с тобой (друг или враг) – помогала яркая форма. Также немаловажную роль в отношении формы играли традиции подразделения: цвета мундира (указанные при создании подразделения), головные уборы , снаряжение . Солдат 19 века вынужден был тащить на себе кучу снаряжения, связанного с несовершенством вооружения.
В конце 19 века в армии мира активно начинают внедряться винтовки, в которых используется цельный патрон, что ведет к уменьшению объема снаряжения, увеличению дальности поражения (в связи с технологическим совершенствованием оружия), а значит – увеличивается маневренность войск и расстояние поражение солдата противника.
Первым в мире был применен камуфляж цвета « хаки » во время Англо-бурской войны (1899-1902 гг) – война за независимость Трансвааля (Оранжевой республики) от Англии. Англичане, начавшие эту войну в своих стандартных мундирах красного цвета несли на первом этапе войны очень большие потери, т.к. буры (жители Трансвааля), умело используя рельеф местности, буквально сливались с поверхностью земли и наносили противнику большой урон, ловко выцеливая из своих укрытий прекрасно видных солдат.
В Англии срочно приняли меры и армия переоделась в « хаки » - первую однотонную форму болотного цвета. (однако стоит заметить, что офицерский состав англичан все равно нес потери, в связи с традицией носить офицерами белые шарфы на шеях).
Закончилась англо-бурская война, ведущие державы мира (включая Россию), срочно ввели однотонный тип обмундирования.
Фактически в период русско-японской, 1-й мировой войн – особых подвижек в изменении формы одежды не было, т.к. хоть армии и стали незаметными, но тактика боя в основе своей осталась старая (большие крупномасштабные сражения войсковыми соединениями, в которых не принимали во внимание индивидуальную маскировку солдата). "Отдельные варианты маскировки - ручная раскраска частей формы, нестирание белья и т.д. - единичные случаи, предпринимаемые отдельными солдатами и командирами, дабы уберечь личный состав".
Первая Мировая война дала толчок к развитию вооружений (появляются самозарядные винтовки, автоматы, ручные пулеметы, пистолеты-пулеметы). Оружие становится всё более смертоносным – и тут возникает вопрос, а как уберечь солдата? (К слову возникает он впервые в Германии и Италии).
Первый камуфляж начал использоваться уже в 1931 году отдельными частями 3-го Рейха. Выглядел он примерно так – в равных частях (светло-коричневый (почти бежевый ), светло-зеленый и темно-коричневый, по всему камуфляжу как бы «Шел дождь» темно-зеленого цвета). Ещё несколько видов камуфляжа представляют из себя основу из разновариантной ткани (светло-зеленая, мутно-рыжая, коричневая) с нанесенными на неё мелкими (и не очень пятнами 2-3 других цветов). Могу только заметить, что данный камуфляж использовался в основном спецчастями нацистской Германии – десантниками, горными егерями, СС и т.д. Некоторые варианты камуфляжа были сделаны и для пустынной местности. "K концу 2-й мировой, Германия оказалась лидером в разработке и производстве камуфляжа... на конец 44-го года, в вермахте, различными подразделения использовалось более 30 разцветок... некоторые из которых, в последствии перешли в Советскую Армию, к примеру, "березка". Большое кол-во разработанных камуфляжей по сей день используется и модернизируется".
Вступив в войну Великобритания тоже очень быстро столкнулась с проблемой маскировки личного состава. Первый английский камуфляж представлял из себя форму также трех цветов (светло-коричневый, темно-зеленый, темно-коричневый). Части краски были крупными, темно-коричневая краска «как бы» «смазывалась кистью», также пятна накладывались друг на друга – в результате чего получались ещё более темные пятна естественного цвета. Использовали данный камуфляж опять-таки не все части, а SAS .
СССР же в этом плане явно проигрывала другим странам. Сколько бы мы не смотрели фильмов, читали книг и т.д. ясно только одно: маскхалаты были в основном у разведчиков и диверсантов, которых засылали на территорию противника. Известно, что камуфляж был двухцветный (светло- и темно-зеленый –основа), шел пятнами или ломаными частями. Наименование ("Клякса").
Америка имела камуфляж – светло-зеленая основа и темно-зеленые, светло- и темно-коричневые пятна. Камуфляж применялся Корпусом Морской пехоты на Тихом океане.
Италия создала свой первый камуфляж в 1929 году (Он состоял из тех же трех цветов - светло-коричневый (почти бежевый ), светло-зеленый и темно-коричневый, но имел более плавные контуры, чем немецкий).
Швейцария сделала свой аналог немецкого камуфляжа (к слову почти ничем от него не отличающийся).
В Швеции был создан свой вид маскировочной ткани (темно-зеленая, темно-коричневая, светло-коричневая), но в связи с малым участием Швеции в войне – данный камуфляж почти неизвестен.
Остальные страны, принимавшие участие во 2-й мировой войне не использовали камуфляж , или использовали камуфляж «старших братьев».
Отдельно стоит отметить зимний вид камуфляжа – у всех армий он представлял собой плащ-накидку или маскировочный халат/комбинезон, одевавшийся на основную форму.
Закончилась вторая мировая война победой СССР и союзников. Началась «Холодная война», а с ней пришли и локальные конфликты во всех частях света.
Война в Корее по сути была отголоском Второй мировой войны и началом «холодной». Южная Корея при поддержке Америки поначалу одержала победу над Северной, коммунистической Кореей, к тем на помощь пришли китайцы и война приняла ожесточеннейший характер. Здесь впервые было осознана полезность камуфляжа, но, как и всегда – стоило войне утихнуть, как в странах было принято решение не выделять деньги на разработку камуфляжа.
Тут надо заметить, что все виды камуфляжа с этого времени принято делить на несколько видов маскировки (в зависимости от местности):
- « лес » (в основном – Европа, Америка)
- «Пустыня» - (Северная Африка, Средняя Азия)
- «джунгли» (тропик) – (Ю-В Азия, Южная Америка)
- « зима » - для зимней войны
- «буш» (Юг Африки) – очень мало видов камуфляжа, в связи с ограниченностью местности и стран.
Отсюда стоит начать рассказывать об основных странах по отдельности, ибо дальнейшее развитие камуфляжа с начала 60-х годов пошло просто-таки взрывными методами.
Англия ( Великобритания ).
С начала 60-х приступила к разработке собственного камуфляжа:
Первый вариант (Р60 DPM) был таков: светло-зеленый (основа), темно-зеленый, темно-коричневый (пятна, «мазки»), черный – гладкие небольшие линии.
Второй вариант (Р68 DPM) имел фактически тот же рисунок, но зеленый цвет был более блеклым, чем на варианте (Р60 DPM).
Тропический вариант отличался только более яркими, насыщенными красками, и пятна коричневого и зеленого напоминали пальмовые листы.
Варианты Р84 DPM и Р94 DPM – не отличаются рисунком, а отличаются только увеличившейся «густотой» цвета – в 84 темнее, чем в 68, а в 94 – темнее 84. Также существует общевойсковой Р95 – Soldier, отличающийся более светлой основой и приближенностью к европейским аналогам стран НАТО.
Также в лучшую сторону изменялись виды ткани.
Отдельно существует вариант « пустыня » - светло-коричневый, темно-коричневый, редкие вкрапления зеленого. Автор видел также своими глазами розовый камуфляж , по рисунку характерно напоминавший ДПМ или один из итальянских образцов (к слову к ДПМ он был ближе). Розовый камуфляж используется для проведения спецопераций в пустыне на рассвете (вся пустыня окрашивается нежно-розовым цветом).
Особенности: ДПМ один из удачных образцов многофункционального рисунка (фактически рисунок не менялся с 1960-го года). Прошел несколько войн и получил достаточно лестные оценки от военнослужащих. Используется по сей день.
Похожий камуфляж используют: Голландия, Канада – до 90-х годов.
Франция .
Войны Франции в Индокитае – привели к появлению первого французского камуфляжа с ярким названием «Леопард» (второе название – «Ящерица»). Представлял собой светло-зеленую основу с нанесенными на неё «мазками» коричневого и черного цветов.
Довольно неплохо маскировал личный состав, был трех вариантов (первоначальный вариант для Азии, улучшенный вариант – с более «рваными» линиями, и вариант для Европы). Досуществовал до 80-х годов, после переделки был выпущен в 90-х в варианте для тропических стран под маркировкой “F1 Lizard”.
В начале 90-х были созданы ещё два типа камуфляжа – “Central Europe” и “Deuget”. Первый, исходя из названия, создан для боевых действий в районе Центральной Европы (светло-коричневый, темно-коричневый, темно-зеленый в равных пропорциях – накладывающимися пятнами, черный – маленькими вытянутыми пятнами).
Второй – для действий в пустыне – из трех оттенков коричневого – темно-, светло- и почти бежевого.
"Лизард официально просуществовал (как официальная расцветка) до 62-го (либо 64-го, точной даты нет) затем была введена оливковая S300, но лизард продолжали одевать Легионеры в Сев. африке. Индекс F1 (так же как F2, S300 и пр.) относится только к покрою, не к расцветке. Даге - "сленговое" название, по названию операции Dauget проводимой в рамках "Бури в пустыне", официально ССЕ введен в 94-м году".
Особенности: Франция не имеет особых притязаний и для любой войны, куда посылается в составе стран НАТО, имеет свой камуфляж для соответствующего типа местности.
Lizard оказался настолько удачным типом камуфляжа, что его с большим удовольствием и небольшими изменениями используют страны Ю-В Азии и Южной Америки.
Германия .
История послевоенной Германии, разделенной на ГДР и ФРГ – весьма занимательна. Каждая из стран имела свой камуфляж , потому рассмотрим их по отдельности.
ГДР.
Входила в состав стран Варшавского договора, после воссоединения с ФРГ – взяла её камуфляж .
Первым был двухцветный вариант «Амеба» - состоявший из светло-коричневой основы и пятен коричневого цвета на нем. Просуществовал крайне недолго.
Второй вариант – до 67 года – представлял собой попытку сделать «лесной» камуфляж – светло-коричневые, темно-коричневые и темно-зеленые пятна в «размытом» соединении.
Последним вариантом, просуществовавшим до воссоединения Германии был “RAIN” – что в переводе означает «дождь»: основа – хаки с нанесенным на неё штрихом коричневого цвета.
Особенности: не самый лучший вариант камуфляжа, т.к. изначально ГДР не способна была выделить деньги на ВПК.
Однако, страны Варшавского договора долгое время использовали либо однотонную зеленую форму, либо форму ГДР в качестве основной. Редко кому удавалось выпустить свой камуфляж .
ФРГ.
ФРГ, финансируемая Америкой и странами НАТО, активно стала искать свой собственный вид камуфляжа. Как мы помним в 3-м Рейхе было 2 основных типа:
- «Ломаные лини»,
- «пятна».
Поначалу в качестве основного камуфляжа были выбраны «Ломаные линии», которые с незначительными изменениями принимались всё под новыми и новыми обозначениями: Sumpfmuster, BGS-Splinter, BW-Splinter, BW-Splinter w/Bold Strokes.
Изменения:
- расцветка (гуще, светлее),
- размытость (края пятен стали более смазанными).
В середине 50-х годов появляется «Амеба» (Amoebatarn) , он представлял из себя – амебообразные пятна коричневого (темного и светлого), зеленого и черного тонов в равных пропорциях. Но основным армейским камуфляжем оставался BW-Splinter.
В 1985 году появился на свет уникальный немецкий камуфляж , по которому до сих пор узнают армию этой страны во всем мире. Flecktarn . Он состоит из мелких пятен черного, коричневого, серого и светло-зеленого цветов. Выпускается много вариантов: для тропиков, пустыни, зимы и т.д. (с усилением цвета соответствующего региона в данной расцветке).
К примеру – в пустынном – коричневый и зеленый цвета осветлены, а в зимнем коричневый и зеленый заменены на белый .
Особенности: Один из удачнейших типов камуфляжа, превращающих силуэт такого человека в набор пятен, не сразу идентифицируемых солдатом, как противник, что приводит к гибельным последствиям.
Флектарн также в своих вариациях используют: Дания , Китай (тибетский флектарн), Бельгия , Австрия (свой вариант).
Южноафриканские страны ЮАР, Родезия (нын. Зимбабве) и др. поначалу (т.к. были под управлением Англии и других стран) - не имели собственного камуфляжа, но вскоре, с предоставлением независимости, расширяющимся партизанским движением и угрозой войны были вынуждены создать свой собственный камуфляж для действий в условиях саванн, буша. Отличался в основном светлым фоном, крупными пятнами зеленого или коричневого цвета и обязательным "Штрихом" (под траву).
США .
Самая богатая страна мира явно могла себе позволить хороший камуфляж .
Попутки создания камуфляжа велись до 60-х годов вяло, однако с вступлением Америки в войну во Вьетнаме появилась острейшая проблема больших потерь солдат в джунглях. Обычная однотонная светло-оливковая тропическая униформа , конечно, маскировала, но... увы, не до конца.
Был создан камуфляж ERDL – прообраз будущего Woodland’а. Основа – светло- и темно- коричневая, зеленые амебообразные пятна, с черными линиями по всему камуфляжу. Вариант не пошел в массовое производство, применялся в основном в качестве чехлов на каски и в качестве формы для ARVN – «Армии республики Вьетнам» - Армии Южного Вьетнама, вместе с которой воевали американцы.
Tiger Stripe – изначально появился у бойцов SAS , которые воевали в Малае. После стал основой для филлипинского камуфляжа, представлял собой размытые «волны-мазки» светло-коричневого, зеленого и черного камуфляжа в равных пропорциях. Использовался частями спецназначения армии США , для проведения рейдов в глубокий тыл врага, разведки и диверсий. В масштабах армий не применялся и не применяется.
Woodland - « лес ». Данный камуфляж появился в начале 80-х годов прошлого века и надолго стал основой для появления камуфляжей по всему миру. Представлял собой светло-коричневую, темно-коричневую, светло-зеленую и черную составляющие в равных пропорциях. Вскоре в похожий камуфляж стали одеваться страны, где у Америки был свой контингент войск. Самый распространенный камуфляж в мире. На его основе созданы почти все камуфляжи стран НАТО, некоторые – Азии, Южной Америки и Африки.
На его основе были сделаны -2 пустынных камуфляжа: 3-х и 6-х цветный.
Desert – “пустыня”.
Трехцветный – блекло-зеленый, светло- и темно-коричневый… волнами накладываются друг на друга.
Шестицветный – блекло-зеленый, светло-коричневый, темно-коричневый, бежевый , черный , белый . Представляет из себя - основу первых 4-х цветов – волнообразными пятнами, и пятна белого цвета, окруженные черным контуром.
Довольно неплохой камуфляж . Используется по сей день в армии США для частей, ещё не полностью перешедших на « MARPAT » и « Multicam ».
Multicam – основа: светло-, темно-зеленый, светло-, темно-коричневый, черный , бежевый . Камуфляж состоит светло-зеленой основы и амебообразных пятен остального цвета на нем. Используется для лесной местности. Пришел на замену «Woodland’у». "До сих пор остается (К сожалению) коммерческим вариантом".
MARPAT - ЦИФРОВОЙ камуфляж. Создан в начале 21 века. Представляет из себя светло-коричневый, рыжий, зеленый и черный цвета соединенные очень интересным способом. Глядя на камуфляж можно предположить, что вы смотрите на экран компьютера, ибо все части пятен камуфляжа представляют собой мелкие квадратики, как пиксели на экране компьютера. При движении такой камуфляж «смазывается» с окружающей местностью, при неподвижном состоянии (если человек в Marpat’e лежит, а мимо него идут люди – камуфляж в зрении идущего человека также смазывается).
Пустынный вариант – серый , светло-коричневый (основа), темно-коричневый, бежевый .
Зимний вариант – белая основа – серый , черный, коричневый .
"МАРПАТ - он же Marine Pattern, используется в качестве обмундирования КМП США .
Армия пока что использует BDU Вудланд и переходит на ACU PAT, что есть Army Combat Unoform Pattern. Причем ACU планируется использовать в качестве УНИВЕРСАЛЬНОГО камуфляжа, как для лесной местности, так и пустынной. Ну и для городских боев естественно".
Также выпускается цифровой: ACU PAT. При разработке ACU PAT был взят за основу МАРПАТ, из него ИСКЛЮЧИЛИ черный цвет, как "отсутствующий в естественной среде". Так что это отнюдь не серый с черными пятнами.
За цифровыми камуфляжами будущее по всей видимости. Так же цифровой камуфляж есть в Канаде (проходит под маркировкой CADPAT – расцветка в целом похожа на MARPAT , но темнее). Вопрос о первенстве в разработкеизапуске в серию цифрового камуфляжа между США и КАНАДОЙ ведется давно.
Особенности: В связи с участием (прямым или косвенным) США во всех вооруженных конфликтах на планете, этой страной были разработаны самые распространенные типы камуфляжа: Woodland, Desert, на основе которых создано подавляющее большинство камуфляжей в мире. Также он поставлялся в страны НАТО, Азии, Ю.Америки.
Цифровой камуфляж является следующим естественным шагом развития камуфляжа. США, как самая богатая страна в мире первой сделала шаг в том направлении.
СССР.
Страна, в которой мы почти все родились, но которой уже нет на свете. Страна с самой большой армией и великой историей. Но, обладала она крайне ограниченным камуфляжем. До развала СССР в 91-м году 20 века основной формой была форма цвета хаки . Маскхалаты , маскировочные комбинезоны использовались в основном разведподразделениями, десантниками и прочими.
Основной расцветкой маскхалата была двуцветная: темно-зеленая основа со светло-зелеными «листьями», «пятнами» и т.д.
Существовал камуфляж «Амеба» - для погранвойск, Морской пехоты и Авиации – Темно-коричневый, светло-коричневый, черный – в виде амебообразных пятен второго и третьего, окруженных линиями первого. После развала СССР данный камуфляж перешел к Украине в качестве основного.
Особенности: Камуфляж в СССР был. Но использовало его крайне ограниченное число подразделений, в качестве общевойскового он не рассматривался.
Россия .
В 1993 году основным камуфляжем был признан « дубок » («вертикалка»). Расцветка: светло-, темно-зеленый и коричневый . Пятна в виде стилизации дубовых листьев расположены вертикально.
В конце 90-х официальным камуфляжем признается « березка » ("ФЛОРА" - светло-коричневый, темно-коричневый, светло- и темно-зеленые пятна, расположенные горизонтально).
ОДНАКО. Как часто бывает в Украине ныне в форме одежды для военнослужащих царит полнейшая неразбериха. Как говорится «форма номер 8, что украли – то и носим».
Многие донашивают форму образца 1993 года.
Так как в нашей стране полно коммерческих фирм, занимающихся выпуском камуфляжа для спецподразделений, рыбаков, охотников и т.д. То в армии (в принципе крайне не поощряется для солдат), но разрешается для офицеров носить форму любой расцветки.
Спецподразделения, участвующие в войне в Чечне, в контртеррористических операциях по стране (Группа «А», СпН и т.д.) – используют ЛЮБОЙ тип камуфляжа (впрочем, как и любое спецподразделение мира). Достоверно известно, что они одевают «Горку» (производства «Союзспецоснащение»), «Смог» (аналог ДПМ, производимый «Сплав») , «Подлесок» (производства «НПО СПЕЦМАТЕРИАЛЫ») , российский аналог "Tiger stripe"- "Тигр". Также вполне себе возможно увидеть солдата с нашивками «ВС Украины» в Woodland’е, DPM’е, Flecktarn’е…
Особенности: Сам камуфляж может быть и хорош расцветкой, но вот покрой и форма для солдата оставляют желать ой как лучшего.
Также не будем забывать, что многие страны остались верны однотонному оливковому цвету камуфляжа: Австрия , Израиль , Страны Ю.Америки.
Ну и ещё один аспект: Существуют СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ камуфляжные рисунки рассчитанные на подразделения специального назначения и проведения ими операций в короткую часть дня время и в определенной местности.
К ним относятся:
- Розовый камуфляж ( пустыня , раннее утро),
- Альпенфляг ( камуфляж Швейцарии - ОЧЕНЬ ЯРКИЙ - красный , рыжий, черный, зеленый цвета) - используется в горах (Альпах) в марте - апреле, когда там цветут цветы, - Городские камуфляжи (обычно аналоги "Лесных", но с использованием серых, черных, красных (кирпич), белых тонов,
- Черные камуфляжи - для операций в ночное время суток и т.д.
В заключении. История появления камуфляжа основывается на опыте прошедших или идущих войн.
В частности можно выделить периоды:
1900-1930-е – однотонная форма цвета хаки .
1930-1945 – Вторая мировая война вызывает всплеск в появлении новых расцветок и типов камуфляжа.
1945-1974 – Войны в Ю-В Азии вызывают появление камуфляжей типа «Тропик» и всеобщий всплеск поиска нужного для каждой страны камуфляжа.
1974-1990-е – Основными камуфляжами в мире являются аналоги «Woodland’a».
1990-е – по наст. Время: Каждая страна нашла свой основной тип камуфляжа, и теперь дело – за учеными.
Marpat, Cadpat, Acupat – первые шаги в разработке камуфляжа в новом веке.
История камуфляжа (иной источник)
История развития камуфляжа как военной формы начинается с начала 20 века.
До прошлого века камуфляж как способ визуальной маскировки военной формы в армиях не применялся кроме случаев скрытных действий из засады отдельными отрядами. Так, например, 19 апреля 1775 года в бою при Лексингтоне двухтысячный английский отряд был разгромлен подразделением, состоявшим из нескольких сотен колонистов. Зеленые охотничьи куртки и енотовые шапки вестманов хорошо их маскировали среди лесной чащи. Это сражение наглядно показало преимущества тактики камуфляжа перед линейными прусскими построениями и пагубностью яркого, заметного обмундирования.
Совсем необязательно пытаться стать совершенно невидимым для противника. Это сделать крайне трудно, а нередко и вовсе невозможно. Но вот предстать перед противником совсем не тем, кто ты есть на самом деле, и тем самым запутать его – значительно проще.
Блестящий пример подобного камуфляжа был продемонстрирован во время знаменитой Полтавской битвы 27 июня 1709 года. В ночь перед битвой Петр I приказал Новогородскому полку поменяться мундирами с недавно сформированным Ладожским. Первый имел синие мундиры, а второй – серые. Как и ожидал Петр, шведы ударили по полку, одетому в серые мундиры, надеясь легко смять русских новобранцев. Но на их пути оказались новгородские ветераны, имевшие значительный боевой опыт (около 8 лет). Шведы оказались обмануты цветом мундиров. Атака была отбита.
Но это был не первый опыт Петра по камуфляжу. Еще во время второй осады Нарвы летом 1704 года он переодел в шведские мундиры два драгунских и два пехотных полка и с их помощью имитировал атаку с тыла на русские войска, осаждающие крепость. Комендант крепости попался на эту уловку и совершил вылазку, едва не закончившуюся падением Нарвы.
Поняв, что этот цвет спасает жизнь, англичане стали перекрашивать в него все, что поддавалось окраске. Мундиры и штаны, головные уборы и ботинки , одеяла и носовые платки, штабная мебель и палатки , ремни и белье – все приобретало цвет табачных листьев. Наиболее ретивые пытались перекрашивать в драб даже… кавалерийских лошадей, обозных мулов и служебных собак.
С 1880 года униформа подобного цвета стала появляться и в британских подразделениях в Индии. В традиционной тропической форме британской армии преобладал белый цвет, и новая форма получила название "хаки", что в языке хинди означало "пыльный, грязный" (в хинди это слово попало из другого языка - фарси - где оно означало "грязь", в смысле земля или почва). Теперь это слово есть практически во всех языках мира.
Японцы, эти старательные ученики, которые всегда быстро превосходят своих учителей, мгновенно сделали должные выводы. Вслед за англичанами они переодели свою армию в форму, которая совпадала по цвету с тоном местности. Ландшафт Юго-Восточной Азии имеет иную цветовую гамму, нежели африканский. Японцы подобрали наиболее подходящий тон, нечто среднее между оливковым и желтым. Спустя два года в униформе цвета хаки японские солдаты встретились на полях Маньчжурии с русскими полками. Российское военное ведомство не сделало ровным счетом никаких выводов из Англо-бурской войны. Впрочем, и другие страны тоже. Даже в самой Великобритании после долгих и ожесточенных дебатов нашли компромиссное решение – униформа английской армии остается неизменной, но для боев на особых театрах военных действий разрешается носить форму цвета драб.
В общем, в Русско-японскую войну русская армия вступила в солдатских белых гимнастерках и почти черных шароварах. Офицеры щеголяли в ослепительно белых кителях со сверкающими золотыми и серебряными погонами, офицерскими поясами и портупеями, обшитыми золотым и серебряным галуном, цветных фуражках с белыми чехлами. Меткий огонь японской пехоты, к которому добавлялся огонь пока еще немногочисленных пулеметов, быстро отбил у нашей пехоты желание ходить в атаку так, как это делалось в XIX веке. Японцы стреляли, сами оставаясь невидимыми. Пришлось русским солдатам и офицерам перекрашиваться в защитный цвет уже во время боев.
Между 1905 и 1914 годами военные разных стран исследовали зависимость заметности солдата на поле боя от цвета его мундира. Выяснилось, что самые заметные цвета – белый , ярко-желтый, черный, синий , красный , темно-зеленый, ярко-зеленый, коричневый и голубой , а наименее заметные – желто-коричневый, серый, сине-серый, оливковый , желто-зелено-серый и серо-голубой.
Многие страны сделали из Русско-японской войны верный вывод. Но внедрение защитного цвета далось военным, привыкшим к ярким цветным мундирам, нелегко. В России униформа защитного цвета была введена повсеместно лишь в 1907 году, в Швеции – в 1906-м, в Австро-Венгрии – в 1909-м, в Германии и Италии – в 1910-м. Самыми консервативными оказались французы. Первые эксперименты с защитной униформой они начали лишь в 1912 году, так что к началу Первой мировой войны новая походная форма лежала лишь на складах. В свои первые атаки французские пехотинцы пошли в алых брюках, ярко-синих мундирах с огромными красными эполетами и в разноцветных кепи . Трудно поверить, но факт остается фактом – французская армия надела защитное обмундирование лишь к лету 1915 года.
К концу Первой мировой русская армия носила тусклый серо-желто-зеленый цвет, англичане – драб, немцы – фельдграу (зеленовато-серый), французы – серо-голубой. Но когда началось осмысление опыта войны, специалисты пришли к однозначному выводу – защитного цвета для надежной маскировки недостаточно. Цвет одежды, наиболее подходящий на одной местности, демаскировал солдата на другой, да и достаточно большое однотонное пятно (фигура солдата в защитном обмундировании) все же выделялся на фоне местности, которая крайне редко имеет монотонный цвет. Скажем, хаки , отличный маскирующий цвет летом на фоне выгоревшей травы, перепаханной снарядами земли, выглядел тусклым пятном на фоне сочной яркой зелени весенних полей или тем более – на фоне снега зимой.
Стремление создать подходящее для всех видов местности обмундирование привело к пониманию того, что оно не должно иметь равномерную окраску. Первая идея пятнистого камуфляжа состояла в том, что на одежде должны одновременно присутствовать несколько цветов. Так родилась хорошо всем известная камуфляжная окраска.
В 20х годах в советской России командование Красной армии быстро сделало правильные выводы - была сформирована Высшая школа военной маскировки. Уже в 1927 году появились три вида маскировочной одежды. В Государственном институте АН СССР были начаты фундаментальные научные исследования основ маскировки войск и техники с привлечением выдающихся ученых С. М. Вавилова, В. В. Шаронова и др. Для сравнения уровня приведём пример - первый камуфляжный рисунок, использовавшийся американской армией, был разработан садоводом Н.Гиллеспи.
в начале 30-х годов в СССР были разработаны костюмы с унифицированным деформирующим рисунком больших амёбообразных пятен, которые в сочетании с мешковатостью самого костюма, хорошо "разбивали" силуэт человека. В таких "маскировочных халатах" Красная Армия и вступила в Великую Отечественную войну.
Расцветка и форма маскировочного костюма "разбивала" силуэт человека, а не пытались слить его с окружающей местностью. Цвета рисунка камуфляжа были подобраны с учётом различной местности и времени года, например чёрные деформирующие пятна по травянисто-зелёному фону для лета, или грязно-коричнево-жёлтый фон с тёмно-коричневыми "амёбами" для осени.
Маскировочные халаты и костюмы надевались поверх обмундирования и снаряжения, доступ к которому осуществлялся через специальные прорези. Огромный капюшон натягивался непосредственно на стальной шлем или фуражки и скрадывал очертания плечей и головы.
Помимо костюмов были разработаны ковры, имитирующие траву, маски для станковых пулемётов, оригинальная маскировочная бахрома-лента с вплетённым в неё мочалом - ей обматывались по голове и плечам.
Потенциальные противники тоже не сидели сложа руки - в Германии в 1931 году был разработан рисунок камуфляжа Spliter ("осколок" - нем.) из ткани с этим рисунком во время войны производились плащ-палатки, блузы, чехлы для стальных шлемов.
Свои исследования в этой области проводило и ведомство Гимлера - в годы войны войска СС использовали до семи видов рисунков в разных вариантах расцветки. В современном бундесверовском "флектарне" явно просматривается влияние рисунка образца 1944 года "горошина".
Конечно, наша армия уступала немецкой по массовости применения камуфлированных предметов обмундирования - у нас они стояли на снабжении в разведывательных, инженерно-штурмовых и снайперских подразделениях, но доработка и совершенствование средств маскировки, с учётом фронтового опыта, велись постоянно.
В 1944 году были проведены исследования трофейных средств маскировки. На основе обобщённого опыта в конце войны появился новый трёхцветный рисунок, напоминавший вышивку крестом (американцы додумались до этого только через пятьдесят лет). Такой рисунок создаёт оптическую иллюзию смазанности и совершенно не привлекает внимания.
Дополнительно ткань прокатывали "амёбами" светлого оттенка. Связано это с тем, что мелкопятнистый рисунок, хорошо маскирующий на близком расстоянии, на больших дистанциях сливается в сплошное пятно. Тут-то и начинают "работать" большие пятна - практически идеальная маскировка .
После войны в институте проводилось обобщение и исследование опыта боевых действий. Вместо маскировочного костюма в 1950 году на снабжение был принят маскировочный комбинезон . В 1957 году он был модернизирован. В конструкции комбинезона были введены шлёвки для крепления растительности - совсем не лишний элемент.
Комбинезон до сих пор служит во многих разведподразделениях - из старых запасов. Для мотострелковых подразделений деформирующий рисунок наносился на специальную ткань крупного полотняного плетения. Костюм КЗС из этой ткани, предполагалось носить поверх обычного обмундирования или ОЗК (очень разумный шаг, учитывая, что деформирующий, контрастный рисунок, хорошо работающий в подлеске, совершенно не подходит для открытого пространства, где наоборот необходимо что-нибудь грязно-жёлтое или серо-зелёное).
Костюм широко применялся в Афганистане и досих пор пользуется популярностью на Северном Кавказе - в тридцатиградусную жару можно существовать только в х/б сетке. Правда уже в 70-х годах стало ясно, что все эти образцы устарели. Кстати, интересно, что отечественный двухцветный камуфляж на западе называют "компьютерным" (computer madding).
Рисунок напоминает листья дуба и выполнен в нескольких цветовых вариантах. Светло-серые по тёмно-зелёному фону ( комбинезон также выворачивался на ночную, менее контрастную сторону), и жёлтые пятна на травянисто-зелёном фоне. Рисунок хорошо работает в подлеске в сочетании с тенями от растительности, но деформирующий рисунок слишком повторяется, а контрастные светло-серые пятна на близком расстоянии привлекают внимание.
В начале 80-х годов, в институте, в рамках тем "Озимь" и "Левзея" начались исследования по новым образцам деформирующей окраски и подбору соответствующих тканей. В 1984 году было принято постановление о принятии на снабжение новой полевой формы одежды.
Камуфлированная ткань для нового обмундирования производилась по образцам, разработанным институтом в ходе ОКР (опытно-конструкторской разработке) "Бутан". Необходимо заметить, что отечественные рисунки камуфляжа, в отличие от западных, не имеют названий и различаются по артикулам.
Существующие и обиходе и литературе названия являются сленговыми, из-за чего "дубками", "листопадами", "берёзками", "амёбами" зачастую называют совершенно разные рисунки. Камуфляж , разработанный в ходе ОКР "Бутан", практически идеально разбивает силуэт человека на фоне растительности - одинаково хорошо и с пяти шагов, и со ста метров; и летом, и зимой при условии соблюдения изначальной колористки (вот это является проблемой).
В конце 80-х ВДВ и морскую пехоту переодели в новое камуфлированное полевое обмундирование. К сожалению, сейчас ткань с таким рисунком используется только при производстве костюмов для лётного состава ВВС .
В 1994 голу рисунок был заменён другим, более универсальным, также разработанным в институте. Рисунок издалека напоминает листву молодых берёзок и неплохо маскирует на луговых и степных фонах, но имеет несовременный дизайн и непривлекательный внешний вид.
В конце 90-х годов ИВУ МО на его основе запустило в производство новый рисунок "Флора". В нём явно прослеживается влияние "тигрового" рисунка времён вьетнамской войны - единственного по-настоящему удачного, и продуманного камуфляжа в американской армии. Несмотря на свой довольно "страшненький" внешний вид, "флора" очень даже хорошо маскирует в средней полосе России, получше разных "вудландов", "диджиталов", "флектарнов" и т. п
Связано это с проведённым в институте хорошим подбором оттенков зелёного и коричневого цветов, а также горизонтальным распределением теней в подлеске. Из-за характерных полос, в войсках камуфляж быстро прозвали "арбузным".
Специалисты ЦВУ МО просто "положили" укрупненный и округленный предыдущий рисунок набок, с сохранением прежних цветов. Камуфляж хорошо работает до пятидесяти метров, а после застирывания до ста.
В 2008 году был разработан новый тип камуфляжа - цифровой. О нём известно немного, практического применения в войсках нет, а единственной реальное участие данного камуфляжа в каких либо мероприятиях ВС РФ - парад на Красной площади 9 мая 2008 года.
Добиться нужного набора цветов, чтобы хотя бы один из них совпадал с фоном местности, практически невозможно. Приходится довольствоваться только общим совпадением: на местности с преобладанием зеленого цвета – различными оттенками зеленого, на песчано-пустынной – серо-желтыми и серо-коричневыми тонами.
Возникает еще один вопрос – какой насыщенности должны быть цвета маскировочной одежды? И сколько цветов должен иметь камуфляж? Много – окажется, что одного-двух совпадающих цветов явно не хватает для маскировки. Мало – трудно рассчитывать, что на местности будут именно эти тона.
Методом проб и ошибок специалисты в конце концов поняли – человек хорошо распознает и выделяет на общем фоне предметы, внешние и внутренние контуры которых ему знакомы. Часто глазу достаточно хотя бы частично распознать предмет, и мозг дорисовывает в сознании все остальное. И наоборот – нередко достаточно показать предмет под углом зрения, под которым человек никогда его не видел, и хорошо знакомый предмет не будет опознан.
В общем, непростая это задача – сделать так, чтобы противник увидел, но не распознал то, что должно быть от него скрыто. А не распознав предмет, невозможно понять – представляет ли он опасность. В этом-то как раз и состоит основной принцип камуфляжа – быть невидимым, будучи видимым.
История создания одежды с деформирующей окраской, камуфляжа.
Советские образцы камуфляжа |
В начале нового века американская армия перешла на новый образец рисунка камуфляжа - так называемый "цифровой" с несколькими вариантами расцветки. Этот рисунок был разработан еще в 90-х годах прошлого века и должен был заменить npивычные Woodland и Desert. Пока им снабжают только корпус морской пехоты, а другие рода войск получат его только после израсходования запасов старого обмундирования.
Также, с учетом новых требований, подверглась изменениям конструкция костюма BDU (в старом ещё прослеживалось влияние войны во Вьетнаме). Разработчики утверждают, что новый камуфляж абсолютно универсален, и у врагов Америки будет прочно двоиться (хорошо, что не троиться) в глазах. Несмотря на то, что он ещё не освоен в американской армии, во всём мире его уже бросились копировать (в том числе и у нас) - на радость любителям стиля "милитари". Америка превратилась в своеобразного законодателя военной моды, что влечёт за собой подражание.
Между тем образцы американских рисунков камуфляжа отнюдь не самые лучшие. Мы ответственно заявляем, что новый рисунок не создаёт никаких оптических эффектов и обладает "нулевым" маскирующими свойствами, а сама идея "цифрового" камуфляжа не нова и принадлежит совсем не американцам или канадцам.
Советские рисунки камуфляжа, разработанные в центральном научно-исследовательском испытательном институте имени Карбышева, являются лучшими в мире на нашей географической широте. Да, у них совсем не привлекательный вид для "менеджера среднего звена" любящего поиграть в страйкбол или заняться реконструкцией. Кстати говоря, это одно из требований к камуфляжу - желания смотреть на него он вызывать не должен. Для обоснования нашего мнения, обратимся к истории создания одежды с деформирующей окраской.
Первые образцы камуфляжа появились во время первой мировой войны, например, немцы наносили пятнистую окраску на стальные шлемы, а у нас большими амёбами "украшали" бронеавтомобили. Командование Красной армии быстро сделало правильные выводы и в 1919 году была сформирована Высшая школа военной маскировки.
Уже в 1927 году появились три вида маскировочной одежды :
- белый зимний костюм ,
- летний с приклеенными к нему пучками мочала,
- летний зелёный балахон с аппликациями коричневого цвета.
В Государственном институте АН СССР были начаты фундаментальные научные исследования основ маскировки войск и техники с привлечением выдающихся ученых С. М. Вавилова, В. В. Шаронова и др. Для сравнения уровня приведём пример - первый камуфляжный рисунок, использовавшийся американской армией, был разработан садоводом Н.Гиллеспи.
У нас же для маскировки бойца, в начале 30-х годов были разработаны костюмы с унифицированным деформирующим рисунком больших амёбообразных пятен, которые в сочетании с мешковатостью самого костюма, хорошо "разбивали" силуэт человека.
Немецкие образцы камуфляжа |
Заметим, именно "разбивали", а не пытались слить его с окружающей местностью, как это пытаются делать в современных охотничьих костюмах. Цвета рисунка были подобраны с учётом различной местности и времени года, например чёрные деформирующие пятна по травянисто-зелёному фону для лета, или грязно-коричнево-жёлтый фон с тёмно-коричневыми "амёбами" для осени.
Костюмы надевались поверх обмундирования и снаряжения, доступ к которому осуществлялся через специальные прорези (позже у немцев). Огромный капюшон натягивался непосредственно на стальной шлем или фуражки и скрадывал очертания плечей и головы (в израильской армии для этого используются специальные головные уборы , напоминающие шляпку гриба).
Помимо костюмов были разработаны ковры, имитирующие траву, маски для станковых пулемётов, оригинальная маскировочная бахрома-лента с вплетённым в неё мочалом - ей обматывались по голове и плечам.
Потенциальные противники тоже не сидели сложа руки - в Германии в 1931 году был разработан рисунок камуфляжа Spliter ("осколок" - нем.) из ткани с этим рисунком во время войны производились плащ-палатки, блузы, чехлы для стальных шлемов.
Свои исследования в этой области проводило и ведомство Гимлера - в годы войны войска СС использовали до семи видов рисунков в разных вариантах расцветки. В современном бундесверовском "флектарне" явно просматривается влияние рисунка образца 1944 года "горошина".
Конечно, наша армия уступала немецкой по массовости применения камуфлированных предметов обмундирования - у нас они стояли на снабжении в разведывательных, инженерно-штурмовых и снайперских подразделениях, но доработка и совершенствование средств маскировки, с учётом фронтового опыта, велись постоянно.
Советские и Российские образцы камуфляжа |
В 1942 году появился маскировочный комбинезон из недефицитной ткани гражданской расцветки, имитирующей луговую растительность, а также двухсторонняя плащ-палатка (одну сторону выполняли с деформирующим рисунком, противоположную делали луговой).
В 1944 году были проведены исследования трофейных средств маскировки. На основе обобщённого опыта в конце войны появился новый трёхцветный рисунок, напоминавший вышивку крестом (американцы додумались до этого только через пятьдесят лет). Такой рисунок создаёт оптическую иллюзию смазанности и совершенно не привлекает внимания.
Дополнительно ткань прокатывали "амёбами" светлого оттенка. Связано это с тем, что мелкопятнистый рисунок, хорошо маскирующий на близком расстоянии, на больших дистанциях сливается в сплошное пятно. Тут-то и начинают "работать" большие пятна - практически идеальная маскировка .
Кстати, популярный сейчас американский Woodland, со ста метров сливается в одно большое коричневое пятно и представляет собой отличную мишень (вдобавок на близком расстоянии он тоже не работает - пятна слишком большие, а подбор цветов более соответствует подлеску тропических джунглей, чем европейской средней полосе).
Такие же проблемы возникают и с немецким "флектарном" - пятна слишком мелкие, оттенки слишком тёмные - через десять метров видно чёрные пятна, через десять сплошное тёмное пятно, хотя общая идея рисунка правильная.
Советский "Бутан", российские 1994 г и "Флора"
Наиболее удачный западный рисунок камуфляжа - это английский рисунок DPM, очень широко распространившийся в начале 90-х, у нас его обычно называют "куклой" или "смогом", хотя "кукла ЗКА" это название модифицированного костюма для спецподразделений (аббревиатура слов) костюм универсальный, камуфлированный.
Но вернёмся в послевоенное время, когда в институте проводилось обобщение и исследование опыта боевых действий. Вместо маскировочного костюма в 1950 году на снабжение был принят маскировочный комбинезон . В 1957 году он был модернизирован. В конструкции комбинезона были введены шлёвки для крепления растительности - совсем не лишний элемент.
Woodland США 1970 г |
Комбинезон до сих пор служит во многих разведподразделениях - из старых запасов. Для мотострелковых подразделений деформирующий рисунок наносился на специальную ткань крупного полотняного плетения. Костюм КЗС из этой ткани, предполагалось носить поверх обычного обмундирования или ОЗК (очень разумный шаг, учитывая, что деформирующий, контрастный рисунок, хорошо работающий в подлеске, совершенно не подходит для открытого пространства, где наоборот необходимо что-нибудь грязно-жёлтое или серо-зелёное).
Городской, США |
Костюм широко применялся в Афганистане и досих пор пользуется популярностью на Северном Кавказе - в тридцатиградусную жару можно существовать только в х/б сетке. Правда уже в 70-х годах стало ясно, что все эти образцы устарели. Кстати, интересно, что отечественный двухцветный камуфляж на западе называют "компьютерным" (computer madding).
Оцифрованная пустыня , США |
Рисунок напоминает листья дуба и выполнен в нескольких цветовых вариантах. Светло-серые по тёмно-зелёному фону ( комбинезон также выворачивался на ночную, менее контрастную сторону), и жёлтые пятна на травянисто-зелёном фоне. Рисунок хорошо работает в подлеске в сочетании с тенями от растительности, но деформирующий рисунок слишком повторяется, а контрастные светло-серые пятна на близком расстоянии привлекают внимание.
В начале 80-х годов, в институте, в рамках тем "Озимь" и "Левзея" начались исследования по новым образцам деформирующей окраски и подбору соответствующих тканей. В 1984 году было принято постановление о принятии на снабжение новой полевой формы одежды.
DPM68, Англия |
Камуфлированная ткань для нового обмундирования производилась по образцам, разработанным институтом в ходе ОКР (опытно-конструкторской разработке) "Бутан". Необходимо заметить, что отечественные рисунки камуфляжа, в отличие от западных, не имеют названий и различаются по артикулам.
Существующие и обиходе и литературе названия являются сленговыми, из-за чего "дубками", "листопадами", "берёзками", "амёбами" зачастую называют совершенно разные рисунки. Камуфляж , разработанный в ходе ОКР "Бутан", практически идеально разбивает силуэт человека на фоне растительности - одинаково хорошо и с пяти шагов, и со ста метров; и летом, и зимой при условии соблюдения изначальной колористки (вот это является проблемой).
DPM84, Англия |
В конце 80-х ВДВи морскую пехоту переодели в новое камуфлированное полевое обмундирование. К сожалению, сейчас ткань с таким рисунком используется только при производстве костюмов для лётного состава ВВС .
В 1994 голу рисунок был заменён другим, более универсальным, также разработанным в институте. Рисунок издалека напоминает листву молодых берёзок и неплохо маскирует на луговых и степных фонах, но имеет несовременный дизайн и непривлекательный внешний вид.
В конце 90-х годов ИВУ МО на его основе запустило в производство новый рисунок "Флора". В нём явно прослеживается влияние "тигрового" рисунка времён вьетнамской войны - единственного по-настоящему удачного, и продуманного камуфляжа в американской армии.
DPM94, Англия |
Несмотря на свой довольно "страшненький" внешний вид, "флора" очень даже хорошо маскирует в средней полосе России, получше разных "вудландов", "диджиталов", "флектарнов" и т. п.
Связано это с проведённым в институте хорошим подбором оттенков зелёного и коричневого цветов, а также горизонтальным распределением теней в подлеске. Из-за характерных полос, в войсках камуфляж быстро прозвали "арбузным".
Канадский камуфляж |
Специалисты ЦВУ МО просто "положили" укрупненный и округленный предыдущий рисунок набок, с сохранением прежних цветов. Камуфляж хорошо работает до пятидесяти метров, а после застирывания до ста. Но то, что хорошо в подмосковных лесах и полях, с их преобладанием зелёного цвета, не совсем подходит для Северного Кавказа, где склоны выгорают до желтизны, в горах часты выходы на поверхность глины и скальных пород.
Не был разработан демисезонный вариант окраски, с заменой оттенка зелёного на землисто-серый и грязно-жёлтый цвета. Поэтому бойцы предпочитают старые советские горные костюмы из брезента защитного цвета (смесь коричневого, серого, зелёного, желтого) и их версии, производимые частными компаниями.
Датский камуфляж |
Для осенне-зимнего периода года этот цвет универсальный, костюм не продувается и об кусты не обдерёшь (чего не скажешь про армейские полевые костюмы - выдерживают три дня лазания по горам и лесам).
К сожалению, зачастую бойцы подбирают себе маскировочную одежду исходя из принципа внешней эффектности, что совсем не улучшает маскировку. Вряд ли те же англичане стали бы щеголять в иностранных костюмах с целью демонстрации слитности подразделения, привлекая внимание противника.
Тигровые полосы |
Спецподразделениям, в которых служат профессионалы, необходимы эффективные, надежные образцы маскировочных средств и снаряжения. Эту проблему придётся решать путём возрождения хороших разработок частными предприятиями.
Уже сейчас многие спецподразделения помимо штатного обмундирования и снаряжения стараются приобретать дополнительные маскировочные костюмы и хорошее снаряжение , используя спонсорскую помощь и личные средства.