Кирасиры - род тяжелой кавалерии, одетой в неполные латы, которые покрывали две трети тела - с головы до ног, шлем и кирасу.
В ходе полной реорганизации французской армии в 1791 году все старые полковые звания были отменены. Командиры полков снова получили звания полковников.
10 октября 1801 года 1-й Кавалерийский полк был преобразован в 1-й Кавалерийско-Кирасирский.
12 октября 1802 года были укомплектованы 2-й, 3-й и 4-й кирасирские полки, а затем-23 декабря 1802 года-5-й, 6-й и 7-й.
В течение года были преобразованы 9-й, 10-й, 11-й и 12-й полки, и в результате численность нового рода войск была доведена до 12 кирасирских полков.
В 1808 году 1-й Провинциальный полк тяжелой кавалерии стал 13-м Кирасирским, а затем 2-й полк Голландских кирасир с 1810 года стал именоваться 14-м Кирасирским.
1 |
Солдат 12-го Кирасирского полка, октябрь 1804 года.
Несмотря на то, что с 1803 года для кирасир был введен мундир с короткими фалдами, они должны были продолжать носить свой неудобный кавалерийский мундир с длинными фалдами в качестве выходного обмундирования . Изображенный на этом рисунке камзол (habit-veste) интересен тем, что он имеет покрой образца 1803 года, но снабжен лацканами, которые на униформе 1803 года были отменены: это наглядный образец того, насколько часто реальная униформа отличалась от предписанных образцов. Имеются свидетельства, что мундиры 5-го Кирасирского полка также имели лацканы полкового цвета. Хорошо видна сплошная кавалерийская портупея. Она была признана слишком длинной для палаша и своевременно заменена образцом "An XI" (11-го года Республики). Портупея "An XI" состояла из трех сегментов и удерживала палаш на уровне запястья. Палаш модели "An IX", изображенный на рисунке, вскоре был заменен образцом"An XI", снабженным канавкой. |
Информация: «Кирасиры Наполеона» (Новый Солдат № 170) |
История кирасир и карабинеров была отчасти общей, и это отражалось в их униформе .
Только после Австрийской кампании 1809 года были введены заметные изменения их обмундирования и оснащения, но, как ни странно, они только подчеркнули сходство этих тяжелых кавалерийских полков.
Из-за тяжелых потерь, которые понесли карабинеры в кампании 1809 года, император приказал обеспечить лучшую защиту этих элитных кавалеристов. Эдиктом от 24 декабря 1809 года было предписано оснастить их защитным вооружением по кирасирскому образцу.
При этом должно было быть подчеркнуто своеобразие карабинерских полков.
Это требование могло быть выполнено только путем замены основного цвета униформы карабинеров с темно-синего на белый , который красиво сочетался с медными пластинами кирас, который они получили.
С этого времени кирасиры и карабинеры стали единственными частями Великой Армии, снабженными кирасами, но при этом исчезло их традиционное сходство в униформе .
Кирасирская каска образца 1806 года.
|
|
Информация: Маргеранд «Головные уборы французской армии» |
Кирасирская каска представляла собой стальной шлем с медным гребнем.
Основание кирасирской каски было окружено полосой меха («тюрбаном»), а гребень увенчивался космами конского волоса, которые ниспадали сзади.
Но из-за того, что каждый кирасирский полк закупал каски самостоятельно, в деталях они различались. В результате разными были высота и форма самого шлема , кривизна и орнамент гребня, а также гнездо крепления небольшого султана - эгрета и конского хвоста.
Кирасирская каска , 1809 год, Ваграм.
|
|
Информация: Маргеранд «Головные уборы французской армии» |
В 1811 году была предпринята попытка ввести единый для всех полков образец каски , однако, требование унифицировать каску трансформировалось в попытку ее удешевления. Новая модель оказалась крайне нелюбимой солдатами прежде всего из-за ее отвратительного качества: плохой стали, меди и конского волоса, отсутствия металлического окаймления козырька, из-за чего он быстро терял форму.
Кроме всего, у кирасирской каски исчез тяжелый шишак, который изначально скреплял половинки медного гребня и придавал ему дополнительную прочность.
Информация: Маргеранд «Головные уборы французской армии» |
Новая каска была настолько непопулярной, что многие предпочитали носить каски старого образца, ремонтируя их сколько можно - по крайней мере, они были прочными.
Но несмотря на многочисленные протесты, новая каска , к огорчению всех, оставалась официально предписанным головным убором...
Офицерские каски были в целом такими же, как солдатские, но лучшего качества.
Их форма, однако, претерпела более выраженную эволюцию: если первые образцы были очень близки к солдатским, то начиная примерно с 1808 года у офицерских касок начали понемногу увеличивать наклон лобной части шлема назад, основание гребеня чуть отодвигать назад, а его верхушку, наоборот, слегка вытягивать вперед.
Это привело позже к появлению так называемого «шлема в стиле Минервы», с нео-греческим профилем.
И офицерские, и солдатские каски украшались плюмажами, которые вставлялись в держатель, размещенный спереди от левого крепления подбородочного ремня.
Плюмажи штаб- и обер-офицеров были белыми, у остальных чинов - алыми.
1 |
Трубач 7-го Кирасирского полка, 1805-1809 годы.
Одна из нескольких вариаций униформы , существовавших в этот период. По данным инспекционного рапорта, датированного октябрем 1805 года, в этом полку количество кирас соответствовало общему числу личного состава, включая трубачей. Однако только один источник (мемуары Marckolsheim) упоминает о том, что трубачи имели защитное вооружение. С другой стороны, Martinet и Valmont утверждают, что трубачи кирас не имели. Их описания мундира еще более осложняют ситуацию. В том, что основной цвет мундира - желтый , расхождений нет, но каким был цвет галунов (белым или голубым) и отворотов фалд ( желтый , белый или темно-синий) - остается неясным. Пожалуй, лучше всего принять в этом случае за основу мемуары Marckolsheim: он настаивает на белом цвете галунов, но упоминает, что эполеты были алыми. |
2 |
Marechal-des-logis 2-го Кирасирского полка, 1806 год.
В 1806 году кирасирам были даны полностью новые мундиры со старомодными лацканами прикладного (полкового) цвета. Но этот унтер-офицер (на его звание указывает одна серебряная нашивка на красном поле на каждом рукаве) продолжает носить китель-сюртук с популярными, но неофициальными эполетами с бахромой. Кроме того, несмотря на то, что кирасиры 2-го полка, скорее всего, получили в 1803 году кирасы французского производства, наш герой носит трофейную прусскую кирасу без наспинной пластины. Серебряный шеврон в верхней части левого рукава обозначает, что этот унтер прослужил от восьми до десяти лет. Отсутствие высокого красного плюмажа на каске и надетые поверх форменных бриджей рейтузы с обтяжными пуговицами характерны для походной службы. Хотя это и не показано на рисунке, но его волосы должны быть собраны в косу. |
3 |
Высший офицер 7-го Кирасирского полка, 1807 год.
Обычно офицерские кирасы украшались только полосой глубокой гравировки примерно в 3 см от края, и тридцатью двумя позолоченными медными заклепками на нагрудной и наспинной пластинах кирас. Помочные (плечевые) ремни делались из кожи, покрывались красной тканью и по краям имели полосы из серебряного галуна. Сначала орнамент на помочных ремнях офицерских кирас делался из позолоченной медной чешуи, но со временем был заменен двумя или тремя продольными позолоченными цепочками. Поясной ремень кирасы был из красной кожи с серебряными галунами и украшениями, с золотой пряжкой. Изображенный офицер продолжает носить старый кавалерийский мундир с длинными фалдами (он должен иметь также желтые лацканы). Возможно, что изображенный здесь офицер сохранил старый мундир в качестве домашней одежды, а когда в 1806 году кирасиры снова получили камзолы с лацканами, вновь стал использовать его как служебную униформу . |
Информация: «Кирасиры Наполеона» (Новый Солдат № 170) |
«Кираса MkI» относится к 1802 году, когда защитное вооружение этого типа впервые было дано 1-му Кирасирскому полку.
В 1803 году такие кирасы получили 2, 3, 6, 7 и 8 Кирасирские полки, в 1804 году-4, 9, 10, 11 и 12 Кирасирские полки, а в 1805 году-5 Кирасирский полк.
У этой кирасы нагрудная половина имела сравнительно небольшую кривизну, а в нижней части образовывала тупой угол. По периметру нагрудной и спинной пластин шли в общей сложности
34 медных заклепки.
При надевании кирасы сначало надо было пристегнуть концы украшенных металлическим чешуйчатым прибором покрытых тканью кожаных помочных (плечевых) ремней к сферическим медным пуговицам, приклепанным к нагрудной пластине.
Затем вся конструкция надевалась через голову, после чего две половины кирасы внизу скреплялись при помощи кожаного ремня с медной пряжкой (поясной ремень был приклепан по бокам к спинной пластине двумя медными заклепками).
Обычно помочные ремни были покрыты латунной чешуей, но у 9-го Кирасирского полка они были покрыты двойными цепочками желтой меди.
У кирасир 8-го полка металлического прибора на помочных ремнях не было - они были простой черной кожи.
Офицерская кираса «MkI» была более шикарной. На расстоянии 3 см от ее краев шла сплошная выгравированная линия, которая образовывала на нагрудной и плечевой пластинах окаймляющую полосу, внутри которой располагались 32 позолоченных медных заклепки.
Помочные ремни офицерских кирас сначала были схожи с солдатскими, но имели позолоченную чешую и серебряные шнурки вдоль по краям.
Позже офицерские помочные ремни стали усиливать двумя или тремя продольными позолоченными цепочками. Поясной ремень офицерской кирасы был красной кожи, украшенный серебряным шитьем, с позолоченной пряжкой.
1 |
Солдат 9-го Кирасирского в полной форме, начало 1804 года.
Этот кирасир носит первую полную униформу новых кирасирских частей тяжелой кавалерии. Надевавшийся под кирасу однобортный мундир с короткими фалдами теперь заменен старым кавалерийским камзолом. Хотя письмом Военного министерства к этому полку, датированным 20 декабря 1803 года точно определялось, что новый мундир должен иметь погоны и гладкие фалды, похоже, что уже в 1805 году 9-й полк получил красные эполеты и темно-синие изображения гренад. Точно так же официально предписанный черный плюмаж с концом прикладного (полкового) цвета скоро был заменен красным. Напудренные и собранные в косу волосы - вплоть до 1809 года такая прическа оставалась отличительным признаком всех полков, входивших в дивизию Нансути. |
2 |
Горнист 9-го Кирасирского полка в полной форме, 1804-1805 годы.
Реконструкция униформы горниста, сделанная на основе официальных требований того времени, на первый взгляд может противоречить другим свидетельствам. В частности, в мемуарах Marckolsheim упоминаются розовые мундиры, которые носили трубачи в этот период. На самом деле возникновение часто упоминаемого мемуаристами розового одеяния связано с консульским Декретом от 31 декабря 1802 года. Согласно этому документу, кавалерийские полки с 19 по 22 были расформированы, а их подразделения приданы другим полкам - с 9-го по 18-й. Таким образом, 9-й Кирасирский полк получил по роте из расформированных 19-го и 22-го полков. Они-то и сохранили свои старые униформы , конверсным цветом которых был розовый . В 1805 году цвета мундиров трубачей были изменены, они получили желтые мундиры с темно-синей отделкой и оставались таковыми вплоть до введения в 1811 году темно-зеленой Имперской ливреи. |
3 |
Офицер 3-го Кирасирского полка, 1804-1805 годы.
Офицерская форма номер 2 для верховой езды состояла из сюртука (однобортной куртки с длинными фалдами), который носился с белым полотняным или кашемировым жилетом, и бриджами. Бриджи обычно были белыми летом и темно-синими зимой. Снаряжение - такое же, как и при полной форме, но темляк заменялся на более тонкий, а каска по желанию могла быть заменена шляпой-двууголкой. Перчатки с крагами заменены более короткими. |
Информация: «Кирасиры Наполеона» (Новый Солдат № 170) |
«Кираса MkII» была введена после 1806 года, но она отличалась от первого образца лишь немного большей выгнутостью нагрудной пластины.
«Кираса МкIII» 1809 года делалась по тому же образцу, но с несколько более округлым профилем, и к тому же была немного короче.
Офицерские кирасирские кирасы «MkII» и «MkIII» были незначительно измененными вариантами первой модели.
Они стали более округлыми, длинными и тяжелыми, и имели по 34 позолоченных заклепки.
Кирасиры имели китель-сюртук (habit-surtout) образца 1803 года. Неудобный китель с длинными фалдами, предписанный кавалерии, был отменен приказом от 1 Вендемьера XII года Республики.
Новый китель-сюртук был однобортным, с более короткими полами. Он должен был шиться на средства полковой казны.
Приборные цвета и их расположение оставались теми же, которые были введены уставом 1791 года.
Если выкладка оставалась темно-синей, указанные в таблице детали сюртука должны были окантовываться жгутом приборного цвета.
Если же воротник, обшлага и т.д. были из ткани полковых цветов, кант должен был быть синим.
Фальшивые карманы на фалдах имели кант приборного цвета и три оловянных пуговицы с выштампованным номером полка.
1 |
«Палаши к бою!»
Этот рисунок дает представление, во-первых, о положении палаша в руке при атаке, а кроме того, о действиях кирасир в атаке. Палаши тяжелой кавалерии были колющим оружием и, хотя лезвие было заточено, никогда не использовались для рубки. Поэтому посадка кавалеристов - с сильным наклоном вперед, правая рука отведена назад и готова к нанесению колющего удара в момент сближения с неприятелем. На этом рисунке локоть у солдат отведен в сторону под большим углом; в действительности кавалеристы должны быть обучены не отставлять локоть, чтобы рубящее оружие противника не могло, соскользнув с гарды, поранить руку или совсем отрубить ее. |
Информация: «Кирасиры Наполеона» (Новый Солдат № 170) |
Камзол (habit-veste) образца 1806 года. Хотя сюртук образца 1803 года носили всю Баварскую кампанию, многие продолжали использовать такого типа мундиры и позже - в период Прусской и Польской кампаний 1806 и 1807 годов.
Однако эти мундиры были дополнительно украшены лацканами приборного цвета.
Кирасир (справа) и трубач 9-го Кирасирского полка, 1806-1807 годы.
Несмотря на то, что кирасиры не были гвардейской кавалерией и не были столь элитными частями, как карабинеры, они рассматривались все же как отборная конница. Именно поэтому в составе кирасирских полков (так же как у гвардейцев и карабинеров) не было элитных рот. Все рядовые и унтер-офицеры носили красные эполеты и красный султан - символы отборных частей. Конское снаряжение было у всех полков практически одинаковым, отличался только фестон на вальтрапе из бараньей шкуры. Он был прикладного полкового цвета. На синем суконном чемодане был обозначен белой цифрой номер полка, поверх чемодана носился свернутый в скатку плащ подкладкой (отличительного цвета) наружу. В углах синего чепрака, обрамленного белым басоном, были изображены гренады белого цвета, но иногда вместо гренад был номер полка. Офицеры кирасиров носили мундир, такой же по цветовой гамме, как и их подчиненные, но скроенный из материалов более высокого качества. Офицеры различались серебряными эполетами в соответствии с их званием, гренады на отворотах фалд были серебряными, пуговицы - посеребренными. Кирасы и каски офицеров отличались богатой отделкой, где присутствовала полированная сталь , золоченая бронза, разноцветный сафьян и серебро. Младшие офицеры носили красные султаны, старшие - белые султаны. Офицерские палаши были богато отделаны золоченой бронзой и снабжены золотым темляком. Шпоры у офицеров были бронзовые, посеребренные, а иногда даже позолоченные. Необычайным разнообразием отличались униформы трубачей. Единственное, что их объединяло, это то, что трубачи не носили кирасы. Их мундиры чаще всего были отличительного цвета полка. |
|
Информация: Соколов О. «Армия Наполеона» |
Сюртук образца 1809 года. В 1809 году был введен новый сюртук, который значительно отличался от образца 1803 года.
Однобортный мундир имел десять оловянных пуговиц и фалды длиной до середины бедра, без карманов и отворотов. Эта униформа немедленно создала проблемы: 1-й и 4-й, 2-й и 5-й, 3-й и 6-й, 7-й и 10-й, 8-й и 11-й, 9-й и 12-й Кирасирские полки до сих пор внешне различались по форме карманов.
Поэтому в конце 1810 года было дано новое расписание приборных цветов (см. таблицу выше).
В этот период были сформированы два новых полка-13-й и 14-й Кирасирские, а их приборным цветом был назначен темно-красный.
В 13-м Кирасирском полку и воротник, и манжеты должны были быть приборного цвета, а в 14-м полку - только манжеты.
1 |
Солдат 5-го Кирасирского полка, 1807-1809 годы.
Предусмотрев трудности предстоящего похода, этот солдат поместил плюмаж своей каски в чехол из проолифленной ткани и надел грубые рейтузы с пуговицами вдоль боковых швов поверх верховых бриджей. Инспекционный рапорт от 27 июля 1805 года свидетельствует, что только этот полк продолжает носить кители-сюртуки с лацканами, идентичными тем, которые будут введены во всех полках в 1806 году. Возможно, это было каким-то образом связано с тем, что этот полк последним из всех кирасирских получил кирасы (в начале 1805 года). Стальная кираса имела 34 медных заклепки на нагрудной и наспинной пластинах; еще две фиксировали концы поясного ремня к наспинной пластине. Кожаные плечевые (помочные) ремни были закрыты алой тканью и украшены медной чешуей. |
2 |
Офицер 10-го Кирасирского полка, 1807-1809 годы.
Изображенный офицер носит офицерскую униформу , которая оставалась стандартной почти весь период Империи. Единственное исключение - кираса. Нагрудная пластина стандартной офицерской кирасы имела выгравированное углубление вдоль периметра. Заклепки кирасы крепились в полосе между этим углублением и краем пластины. Однако здесь гравировка явно отсутствует. Кроме этого, поясной ремень - черного цвета, а не красный с серебряными украшениями, как это должно быть. Можно предположить, что эти отклонения - результат неточностей в описании униформы . Но вероятно также, что изображенный на рисунке господин - унтер-офицер, получивший офицерский чин из-за большой убыли офицерского состава. В таком случае он вполне мог просто заменить на своей солдатской кирасе помочные ремни богато украшенными, полагавшимся офицерам. |
3 |
Офицер 4-го Кирасирского полка, 1804-1809 годы.
Этот офицер без кирасы дает нам возможность подробно рассмотреть его камзол. Однобортный мундир имел от семи до десяти серебряных пуговиц. Он был предшественником камзола образца 1812 года - так же притален и с такими же короткими фалдами. Изображения гренад на отворотах фалд вышиты серебряной нитью; серебряная и бахрома эполет. Примерно в 1808 году покрой мундира был несколько изменен: талию стали поднимать, а отвороты фалд вплоть до передней части мундира делать более широкими, до дюйма ширины в верхней части. Кроме того, по переднему краю отвороты могли иметь тонкую окантовку. В 1809 году кирасирам был дан новый сюртук. Однако, хотя офицеры должны были заказать себе новые сюртуки для ношения под кирасой, более вероятно, что для верховой езды они начали вновь использовать практичные мундиры образца 1803 года, а сюртуки служили им как выходная униформа или форма одежды номер 2. С введением Установлений 1812 года ситуация прояснилась: офицеры получили нарядные мундиры длиной до талии, с лацканами и короткими фалдами, которые отличались от солдатских только по качеству и богатству шитья (орнамента). |
Информация: «Кирасиры Наполеона» (Новый Солдат № 170) |
Камзол образца 1812 года. Уже в 1810 году новый сюртук стал вызывать недовольство длиной фалд. Они хоть и были короче, чем у старого кавалерийского сюртука, но все же оставались слишком длинными: сминались кирасой и попадали между всадником и седлом. Поэтому был разработан новый образец камзола - однобортный, с девятью оловянными пуговицами и очень короткими фалдами с отворотами и вертикальными ложными карманами. Воротники и отвороты фалд во всех полках устанавливались приборных цветов, что устраняло проблему идентификации мундира только по цвету манжет и обшлагов.
Униформа этого образца было последним шагом в разработке приемлемого мундира для войск, использовавших кирасы. Этот камзол использовался до конца «периода наполеоновских войн».
Бриджи ( лосины ) кирасир из овечьей или оленьей кожи служили парадной одеждой. На марше или в бою они должны были заменяться рейтузами.
Единого утвержденного образца для рейтуз не существовало до 1812 года и они шились из полотна или кожи, по цвету варьировали от светло- серого до серо-коричневого, могли иметь обтяжные или костяные пуговицы , а могли быть и без них.
В качестве выходной одежды применялись полотняные бриджи с чулками или гетрами. Они должны были быть белыми летом, и темно-синими, с синими или черными шерстяными носками, зимой.
1 |
Солдат 12-го Кирасирского полка, 1813 год.
После 1812 года в экипировке кирасир произошли некоторые изменения. В начале 1812 года они были вооружены мушкетоном со штыком. Поэтому кирасиры получили вторую перевязь через левое плечо, к которой подвешивалось огнестрельное оружие. К центральной части портупеи была пришита лопасть для штыка. Кирасы третьего образца, которые начали выпускать с 1809 года, были более округлыми и короткими, но в остальном сходными с предыдущими моделями. Каска, обозначенная как образец 1811 года, также была новой - более простой, но и крайне непопулярной среди кирасир. Полоса меди, которая увенчивала шишак, была убрана, а это уменьшило крепость каски : с гребня были убраны богатый орнамент и медная пластина по самому верху, которые также придавали защитному головному убору дополнительную прочность. Кроме того, эта пластина раньше не давала дождевой воде проникать между половинками гребня - теперь же украшение из конской гривы на каске часто оставалось влажным и быстро приходило в негодность. Наконец, сам материал каски ( сталь и медь) стал очень низкого качества. Эти новые каски настолько не любили, что направленные в Россию кирасиры всеми силами старались сохранить свои старые каски и не обменивать их на новые. |
2 |
Старший трубач (Trumpet-Major) 6-го Кирасирского, 1813 года.
Рисунок реконструирует требования к полной униформе , согласно Установлениям 1812 года. Имперская ливрея была попыткой рационализировать одеяние музыкантов всей Великой Армии. До этой поры расцветка мундиров музыкантов оставалась на усмотрении полковников - это привело к такому многообразию и «разноцветию» головных колонн полков, что ситуация граничила с хаосом. Новый зеленый мундир имел отделку и канты цветов полковых прикладных сукон, зеленые изображения гренад на отворотах фалд, пуговицы белого металла и специфические галуны. Галуны окаймляли воротник, манжеты, отвороты, фальшивые задние карманы, пятъ-девятъ пуговиц на груди и две малые - на поясе сзади. Было две разновидности галунов - для вертикального и горизонтального размещения. Рисунок состоял из чередующихся зеленых изображений императорского вензеля «N» и имперских орлов на желтом фоне, разделенных черной нитью. Однако официальные предписания очень часто нарушались: известны мундиры с желтыми вензелями на зеленом поле; темно-зелеными вензелями, украшенными короной; имперскими орлами с головами, повернутыми как вправо, так и влево. Между двойными имперскими галунами на груди и обшлагах полагалось быть 5-мм полосе белого галуна; такие же белые галунные полоски должны были располагаться на воротнике на уровне его двух крючков и петель. Места пересечения имперского и белого галунов должны были заканчиваться маленькими белыми кисточками. Однако свидетельства современников не оставили заметок об этих белых галунных полосках. Звание этого бригадира (капрала) обозначено двойными полосами белого галуна на красной подкладке на каждом предплечье. Обратите внимание также на то, что плюмаж заменен нежно-розовым чечевицеобразным помпоном, который обозначает принадлежность этого военнослужащего к первой роте третьего эскадрона полка. |
3 |
Трубач 1-го Кирасирского (бывшего полка Королевских кирасир - Cuirassiers du Roi), начало Ста дней, 1815 год.
После отречения императора Наполеона в 1814 году все, что могло напоминать о его правлении, находилось под запретом и по возможности уничтожалось. Имперская ливрея была заменена темно-синим мундиром с бело-красными галунами династии Бурбонов и выштампованными на пуговицах изображениями королевских лилий (fleur-de-lys). После возвращения Наполеона все атрибуты бежавшего французского монарха сразу убрать, естественно, не смогли. Поэтому в непродолжительную бельгийскую кампанию этот бравый трубач вступил, будучи подготовленным к возвращению Людовика XVIII, которое и состоялось в этом же году. |
Информация: «Кирасиры Наполеона» (Новый Солдат № 170) |
В Установлении 1812 года не было специальных предписаний относительно выходной одежды, но официально оговаривался фасон рейтуз: серые полотняные с обтяжными пуговицами вдоль наружного шва.
Офицерские бриджи шили из кожи оленя или серны, но и они при походной форме должны были заменяться на матерчатые из темно-синего полотна.
Офицерская выходная форма включала белые полотняные бриджи и белые хлопчатые носки летом, и темно-синие полотняные или кашемировые бриджи с темно-синими или черными шерстяными чулками зимой.
Плащи-накидки у кирасир изначально были длиной три четверти, без рукавов, с короткой пелериной. Плащи-накидки шились из белой материи с примесью синих нитей.
По бортам и вдоль заднего разреза пелерины была подшита подкладка из сукна прикладного (по полкам) цвета.
Установления 1812 года предписывали ношение более узкого плаща с рукавами - он выглядел более элегантно и напоминал шинель.
В 1813 году он был несколько изменен - была отменена цветная подкладка вдоль разрезов.
Офицерские плащи-накидки были аналогичны солдатским, но шились из более добротного материала и были темнее.
Офицеры также носили темно-синие шинели длиной примерно до середины голени. Это одеяние было двубортным, с семью серебряными пуговицами в ряд, и имело большой отложной воротник.
(художник Херберт Кнотель)
1 Кирасирского полка, 1808 год
Источник: сайт Униформа армий мира - //uniforma-army.ru/